
Фото: PxHere
Все помнят знаменитые пушкинские строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный \ К нему не зарастёт народная тропа \ Вознёсся выше он главою непокорной \ Александрийского столпа». «Александрийским столпом» с лёгкой руки поэта и сегодня часто называют один из главных монументов Санкт-Петербурга, символ города на Неве — Александровскую колонну на Дворцовой площади. Гранитный столп, устремлённый в небо, венчает фигура ангела с крестом в руке. На пьедестале надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Монумент стал данью памяти императору — победителю Наполеона и русскому военному триумфу в войне 1812-го года.
Увековечить славные деяния Александра Первого сановники государя пытались ещё при его жизни. Однако сам император выступал категорически против. Александр считал, что за победу над Наполеоном нужно благодарить не его, а Бога. Именно поэтому в память о событиях 1812-го года он замыслил построить в Москве Храм Христа Спасителя. Однако после кончины императора его брат, Николай Первый, вернулся к идее монумента в честь Александра.
Был объявлен конкурс проектов. Победил в нём в 1829 году французский архитектор Огюст Монферран, по иронии судьбы — бывший наполеоновский солдат. Впрочем, он принял победу русских войск и обратился к Александру I с просьбой позволить ему работать в России. По художественному замыслу, монумент в честь императора должен был напоминать одновременно античную колонну Траяна в Риме и Вандомскую колонну, которую в честь самого себя в центре Парижа ещё до поражения успел возвести Бонапарт. На его вершине помещался ангел, крестом попирающий змею — символ поверженного врага. Создание скульптуры ангела Монферран доверил монументалисту Борису Орловскому.
С технической стороны, Монферрану предстояло провести точнейшие расчёты. Возможно, не многие знают, что Александровская колонна представляет собою крупнейший в мире каменный монолит диаметром 3,5 метра, который удерживается лишь под тяжестью собственного веса, и не крепится к постаменту никакими специальными приспособлениями. Монолит обнаружил сам Монферран в гранитных каменоломнях под Выборгом. Вручную в течение двух лет гранитную глыбу отделяли от скалы, обтёсывали. А затем на специально построенном боте «Святой Николай» колонну доставили в Петербург. 30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Это было техническое чудо, длившееся 100 минут. Спустя два года, когда все работы были завершены, состоялось торжественное открытие памятника, его освящение и молебен, во время которого сам государь на коленях молился о благе подданных, славе русского оружия и упокоении души своего брата Александра. Монумент стал хранителем не только национальной, но и семейной памяти — ведь это посмертный дар младшего брата старшему.
В истории были моменты, когда нерушимому, казалось бы, памятнику угрожала серьезная опасность. К примеру, после революции 1917 года скульптуру ангела хотели заменить... на статую Ленина. А в годы Великой Отечественной войны монумент пострадал от обстрелов. Но по сей день стоит на Дворцовой площади Петербурга Александрийский столп, и напоминает нам о славной победе 1812 года и о выдающейся роли в ней императора Александра Первого.
Все выпуски программы Открываем историю
3 мая. О жизни и трудах Дмитрия Языкова

Сегодня 3 мая. В этот день в 1850 году родился библиограф и литературовед Дмитрий Языков.
О его жизни и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Дмитрий Дмитриевич Языков родился в семье московского протоирея Дмитрия Ивановича Языкова в 1850 году. Окончив Московскую Семинарию, он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Дмитрий Языков читал лекции на педагогических курсах. А с 1896 по 1908 годы Языков возглавлял библиотеку Московского Университета. Библиотека Императорского Московского Университета была основана в 1755 году одновременно с Университетом. Период управления библиотекой Дмитрия Языкова совпал с переездом ее во вновь возведенное здание по проекту архитектора Быковского. Этот проект органично вписался в архитектуру Старой Москвы. Закругленный угол строения перекликался с силуэтом церковного флигеля. Округлый читальный зал был спроектирован под влиянием формы читального зала Британского музея. Сотрудниками библиотеки Университета была проделана колоссальная работа по перемещению в новое здание 300 тысяч томов литературы. Было написано 8 тысяч каталожных карточек. За разбор библиотечных фондов Языков получил благодарность министра народного просвещения. Главный библиографический труд Языкова — это фундаментальное по своему охвату издание «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц». Благодаря этому труду Дмитрий Языков заслужил репутацию великого библиографа земли русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема