«Александрова Гора». Прот. Игорь Фомин, Михаил Грушин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Александрова Гора». Прот. Игорь Фомин, Михаил Грушин

* Поделиться

У нас в гостях были соорганизаторы молодежного форума «Александрова Гора» в Переславле-Залесском: настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и президент автономной некоммерческой организации «Стольный Град» Михаил Грушин.

Мы говорили о молодежном форуме «Александрова Гора»: каковы его цели, кто его организует, и какие события происходят в рамках форума. Разговор шел и об одноименном фестивале русской культуры и искусства, одна из задач которого — показать и рассказать о жизни и подвигах святого благоверного князя Александра Невского.


А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. И с удовольствием представляю наших гостей. Сегодня мои собеседники, вместе с нами и с вами в этой студии этот «Светлый вечер» проводит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого праведного князя Александра Невского при МГИМО. Здравствуйте, Добрый вечер.

Протоиерей Игорь

— Добрый вечер.

А. Пичугин

— Михаил Грушин, президент автономной некоммерческой организации «Стольный Град». Добрый вечер. Михаил Грушин, протоиерей Игорь Фомин, соорганизаторы молодежного форума «Александрова Гора». Вот про Александрову гору сегодня мы в основном говорить и будем. Александрова гора — пусть никого это название географически не смущает, находится она в Переславле-Залесском, вернее рядом с Переславлем, прямо на берегу Плещеева озера, на территории, вернее прямо совсем вот на территории природного, особо охраняемого заказника «Плещеево озеро». Вот, пожалуй, все, что я знаю про Александрову гору. Ну я там бывал очень много раз совершенно по другим надобностям, смотрел на деревянную крепость, даже некоторое время ну практически там жил в домиках, которые рядом стоят. Я знал, что это какой-то фестиваль «Александрова Гора», который делают какие-то люди, мне незнакомые, хотя выяснилось, что знакомые. И только накануне нашей с вами сегодняшней встречи я выяснил, что…

Протоиерей Игорь

— Пазлы сошлись.

М. Грушин

— Оказалось, вы всех знаете.

А. Пичугин

— Да, все собралось воедино. Замечательно. Теперь у меня, правда, в голове все сложилось. Но не до конца, потому что подробности я все равно не знаю. Что такое «Александрова Гора»?

М. Грушин

— Да, батюшка, разрешите, тогда я просто краткую предысторию хотел бы рассказать. Мы с батюшкой на самом деле начали заниматься этим проектом — и вспоминали долго, сколько уже лет, и получается, наверное, с 2013 года, даже, наверное, с 2012-го. Ну познакомил нас наш общий друг, Игорь Владимирович Редькин, и состоялась наша встреча, которая как раз была совмещена почему с батюшкой, потому что храм Александра Невского при МГИМО, как раз который носит имя святого благоверного князя Александра Невского, а я пришел к батюшке с идеей что-то сделать, связанное с Александром Невским на Александровой горе. Потому что наш общий друг, получается, управляет землей, которая находится рядом с Плещеевым озером, и в границах как раз национального парка, где и есть вот именно памятник истории и археологии Александрова гора. То есть это такое историческое место, где по преданию вот на самой горе стоял Александров монастырь.

А. Пичугин

— Основанный Александром Невским.

М. Грушин

— Вот на эту тему мы можем сейчас немножко более подробно поговорить, потому что…

А. Пичугин

— Давайте. Потому что на самом деле про этот монастырь мало что известно, что-то там было, но монастырем это называет, и основанным Александром Невским, лишь предание. Но тем не менее в этом предании есть реальный совершенно элемент — Александрова гора, которая нас отсылает к чему-то, тут можем чуть-чуть в историю углубиться, потому что территории эти были заселены славянами далеко не рано, все-таки где-то это первые славяне появляются в конце X, скорее даже в XI веке. Ну и дальше начинается всем нам известная история с XII века Переславля и города Клещин. Вы извините за такой краткий исторический экскурс, но просто достаточно свежие данные, которые на экскурсиях в Переславле вам не расскажут. Рньше всегда считалось, что город Переславль, основанный Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, это Переславль, и был город Клещин, который ему как бы предшествовал. Но по последним археологическим данным, последних лет, в городе Клещин, который предшествовал Переславлю по мнению многих историков, и долгое время эта теория была главенствующей, нет городского материла ранее XIV века, XIII века. Соответственно Клещин и Переславль, они одновременно друг другу были основаны, в одно и то же время. Дальше уже пока никак не интерпретируемая история, почему так происходило. Вот такой краткий экскурс.

М. Грушин

— Ну это вообще очень интересно. Это, получается, даже какой-то, я бы сказал, ноу-хау, потому что…

А. Пичугин

— Это не ноу-хау, это вот открытия последних лет.

М. Грушин

— Потому что всегда говорили, что Клещин существовал там с VIII–IX где-то примерно веков.

А. Пичугин

— Нет, люди жили безусловно, вообще финны туда пришли гораздо раньше — это V–VI века, и вот финны там как раз хорошо расселились. Потом пришли славяне. Но археологические находки в районе Клещина очень важные, это, в общем, очень хорошо меняет наши представления о берегах Плещеева озера. Именно городские, то есть когда мы уверенно можем говорить, что на этом месте жило городское население — это XII-XIII век.

Протоиерей Игорь

— Ну я так понимаю, что строительство города в чистом поле это, в общем-то, очень позднейшая такая история, связанная, наверное, скорее всего с Петром I даже.

А. Пичугин

— Нет, это гораздо раньше, просто…

Протоиерей Игорь

— Я имею в виду строительство города в чистом поле.

А. Пичугин

— Сама идея строительства города в чистом поле?

Протоиерей Игорь

— Да.

А. Пичугин

— Нет, это история вполне себе нормальная для наших более ранних предков. В средние века, в XII–XIII веке для защиты рубежей Владимиро-Суздальского княжества строились такие города, укрепления. Просто мы о них мало знаем, потому что они в XIII веке были в основном порушены татарами, но там продолжалась жизнь какая-то, даже кое-где городская, но свое назначение они утратили.

Протоиерей Игорь

— Ну это скорее всего все-таки строительство не городов, а крепостей, гарнизонов, назовем вот так вот.

А. Пичугин

— Там сложно: где-то это были гарнизоны и крепости, где-то это были города. И они примерно ставились в дневном переходе от одного до другого. По современным представлениям это порядка 50–60 километров.

М. Грушин

— Так вот, если мы, извиняюсь, вернемся к Александровой горе. Вы знаете, вот вы как раз рассказали нам перед нашей встречей о том, что сейчас как раз активно Институт археологии РАН занимается проблематикой Клещина, и в том числе Александровой горы, но такие серьезные раскопки, которые могли бы пролить свет на всю историю Александровой горы и все, что с ней связано, пожалуй, самые такие глубокие и проработанные, они были в XIX веке.

А. Пичугин

— Уваров.

М. Грушин

— Графом Уваровым, да, совершенно верно. И получается, что гора, как мы знаем опять же по исторической справке, она была срыта практически на десять метров. То есть если мы представим, какая она была и что сейчас с ней стало после вот этих раскопок XIX века, где только остались траншеи, так сказать, где археологи работали, можно представить, сколько было перерыто, сколько было найдено на ней. И вот именно как раз раскопки XIX века показывают, что Александров монастырь-то стоял еще до появления там Александра Невского и, видимо, может быть, он как-то связан в том числе и с историей Клещина. Поскольку точной даты нет, но он стоял уже там с начала XII века.

А. Пичугин

— А там есть версия о том, что когда-то на этом месте было нечто языческое, да, какое-то капище.

М. Грушин

— Капище, да.

А. Пичугин

— Это же тоже иной раз случалось, когда на древние дохристианские ритуальные места потом ставили храм или монастырь основывали.

М. Грушин

— Да, она называлась Ярилина плешь.

А. Пичугин

— Вот, может быть, так, но здесь я ничего не знаю.

М. Грушин

— Ну да, это так, это такая легенда. Но когда мы стали заниматься проблемой Александровой горы, почему все ее вообще сами переславцы, они в полном недоумении, когда мы им рассказывали, что, ребята, а вот исторически чем подтверждено, что Александр Невский бывал на Александровой горе? Все говорили: ну как же, у него там стоял по легенде родовой храм, значит церковь, куда он приезжал со всей семьей. Но, к сожалению, это только легенда.

А. Пичугин

— Безусловно.

М. Грушин

— Да, это легенда, но она нам нравится, действительно это легенда красивая. Более того, даже историки, в том числе Дмитрий Михайлович Володихин, который этой темой достаточно глубоко занимается, в качестве версии, приезжая на наш молодежный форум, говорил о том, что вполне возможно, если пофантазировать, то Александр Невский даже мог, находясь на Александровой горе, там в своей резиденции, мог руководить восстановлением Переславля, который как раз очень сильно пострадал там в 1238 году как раз, когда татары прошли и полностью взяли штурмом Переславль. И получается, вот этот 1240 год, когда вполне возможно он появился. И, может быть, как раз вот эти кадры из фильма Сергея Эйзенштейна, где Александр Невский ловит рыбу, и к нему приезжают, значит, ходоки, вот вполне, возможно, что это как раз… А съемки-то как раз шли у подножия Александровой горы, потому что в то время вода, она вплотную к Александровой горе примыкала.

А. Пичугин

— А озеро чуть-чуть отошло, да?

М. Грушин

— Да, получается, что оно обмелело, и гора стояла ближе у воды. Ну если, опять же по легенде, корабли подходили практически к Александровой горе, то есть вот так вот все это шло.

Протоиерей Игорь

— Ну это, кстати, и по рельефу видно.

М. Грушин

— Да, что вполне возможно, была пристань.

Протоиерей Игорь

— Ну и потом место очень красивое. Если это прямо к озеру подходило.

А. Пичугин

— Так оно и сейчас фантастически красиво.

Протоиерей Игорь

— Да, очень красиво, фантастически, место прекрасное. И вы знаете, вот то расположение, ведь не просто же там строили свои какие-то усадьбы, наделы брали себе. Все-таки с разных сторон рассматривали, с эстетической тоже. Ну вот я, наверное, бывал в разных уголках Плещеева озера, мне кажется, это самый, в общем, такой красивый вид. Это самая высокая точка над Плещеевым озером, и обзор просто великолепный. Гора, конечно, это очень громко сказано, да, тем более срыта еще на десять метров. Это, наверное, холм. С одной стороны она гора, с другой — продолжение плато. Но для нас это действительно гора. Потому что человек, который восходит вот на эту историческую гору — я имею в виду не в физическом плане, в таком духовном плане, — ему многое, в общем-то, открывается. И это, в общем-то, видно по нашим ребятам, которые приезжают на форум, в палаточный лагерь наш замечательный, студенческий. Причем приезжают интересные ребята, юристы приезжают, то есть те, которые привыкли все подвергать сомнению. И отклик, конечно, великолепный у этих ребят.

М. Грушин

— Да, батюшка, я позволю отклониться. Почему у нас с вами появилась такая идея появления молодежного форума? Потому что ну как, уже по истории понятно, что это такая точка притяжения, которая должна не только притягивать к себе туристов, но и нести какую-то духовную миссию. Александрова гора, наверное, да, как мы и говорим, это что-то более серьезное, в том числе и в плане развития личности. И поэтому у нас с отцом Игорем как раз возникла идея, наверное, где-то в 2014–15 году мы уже стали думать более серьезнее, что это должно нести на себе какую-то миссию. И появилась идея, что это должен быть, ну так скажем, некий молодежный форум, где могут собираться студенты-гуманитарии. Как уже батюшка сказал, у нас первый заезд был это только юристы, сейчас мы уже расширили, значит…

Протоиерей Игорь

— Профессиональную географию.

М. Грушин

— Да, расширили и географию, и расширили и вузы — больше 30 регионов Российской Федерации приезжает, мы это проводим совместно с Ассоциацией юристов России. Но, наверное, все-таки в большей степени это уже не юристы, а вообще гуманитарии, кому интересно и это место, и история, то есть там и педагоги, и историки, и люди, связанные там и с экономикой. И приезжают вузы юридические, которые там в будущем это, значит, институты полиции, МВД и так далее.

А. Пичугин

— Я напомню, что гостями программы «Светлый вечер» сегодня являются протоиерей Игорь Фомин, Михаил Грушин, соорганизаторы молодежного фестиваля «Александрова Гора» в Переславле Залесском. А долго вы место выбирали?

Протоиерей Игорь

— Я думаю, долго выбирало место нас.

А. Пичугин

— Ну вы сказали уже, что вы общаетесь с человеком, которому принадлежит земля рядом с Александровой горой…

М. Грушин

— Ну он управляет, да, этой землей.

А. Пичугин

— И управляющим, да. Но были какие-то варианты? Я понимаю, что, наверное, это должно было быть красивое место недалеко от Москвы. Но Переславль действительно самый близкий к Москве город Золотого кольца — 120 километров всего.

Протоиерей Игорь

— Но, мне кажется, все-таки нет. Все-таки я вернусь к своей фразе, что место выбирало нас. Потому что именно на Александровой горе или благодаря Александровой горе мы познакомились друг с другом.

М. Грушин

— Совершенно верно.

Протоиерей Игорь

— И я как настоятель храма Александра Невского, Михаил как человек, который знал человека, который управляет…

М. Грушин

— Учился вместе в Суворовском училище.

Протоиерей Игорь

— Да, учились вместе в Суворовском училище. И вот как-то у нас сошлись точки притяжения именно на Александровой горе. И, в общем-то, проект, наверное, с этого начал расти. То есть я все-таки настаиваю, что место выбрало нас.

М. Грушин

— Да, батюшка, это абсолютная правда.

А. Пичугин

— Если мы в поисковике напишем: «Александрова гора», то первая ссылка будет: фестиваль русской культуры и искусства «Александрова Гора», который летом проводится уже не первый год.

М. Грушин

— Пятый будет в 2020 году.

А. Пичугин

— Да, пятый год, юбилейный фактически.

М. Грушин

— А вот тут вот, наверное, самое интересное. То есть про молодежный форум мы сказали, откуда же появился фестиваль. Естественно, мы когда стали с батюшкой обсуждать, и у нас еще один наш друг есть, Игорь Владимирович Редькин, который тоже является и членом правления фонда «Александрова Гора» и, получается, один из организаторов. Логика наша была в следующем: хорошо, приехала молодежь, десять дней они участвуют в молодежном форуме «Александрова Гора», они что-то новое узнают, они занимаются военной подготовкой, они занимаются экологией…

Протоиерей Игорь

— Проекты свои какие-то, театральные, совершенно разные, исторические.

М. Грушин

— Да, они в разных мастер-классах участвуют, в том числе и театральных постановках там и так далее, то есть они живут насыщенной жизнью. Но какая должна быть точка вот именно молодежного форума, что они должны увидеть или почувствовать, находясь рядом с Александровой горой? Наверное, то есть должна быть какая-то машина времени. Вот они всю историю изучили, уже знают это место, и даже, может быть, руками пощупали, участвуя в раскопках, как это было в этом году на «Александровой Горе», чем все должно закончиться? И возникла идея, что вот эта как раз машина времени должна их перенести в XIII век — то есть они должны посмотреть жизнь дружины Александра Невского, как это все происходило, с чего все начиналось. И тогда возникла идея, что это, естественно, должен быть исторический фестиваль. Потому что без фестиваля исторического машина времени не получится. И мы дальше стали думать о том, как это должно развиваться, и пришли к выводу, что вот этой логической точкой молодежного форума должен стать фестиваль русской культуры и искусства «Александрова Гора», как раз когда туда приедут клубы исторической реконструкции, которые занимаются XIII–XIV веком. Понятно, что это не только клубы, представляющие Русь средневековую, это клубы в том числе, представляющие Европу. Поскольку понятно, что реально Александр Невский в тех местах не воевал, а по легенде лишь восстанавливал, управлял, оттуда с переяславской дружиной…

А. Пичугин

— Ну скажем так, он родился там еще.

М. Грушин

— Да, несомненно, он родился там.

А. Пичугин

— И главное свидетельство, которое у нас осталось от Александра Невского в Переславле, это прекрасный Спасо-Преображенский собор, один из двух древнейших на северо-востоке Руси, который постоянно приносит все новые и новые открытия — то у него на апсиде найдут свидетельство об убийстве Андрея Боголюбского, то княжескую печать в раскопе внутри собора. Ну и вообще это вот мой любимый, его одновременный храм в Кидекше под Суздалем и он. Вот в Кидекше его перестраивали из-за того, что он обрушился в какой-то момент, а в Переславле он стоит в своих исторических размерах. Можно прийти, его прекрасно отреставрировали, посмотреть, зайти, потрогать. Иногда там даже службы проходят. Там крестили Александра Невского.

Протоиерей Игорь

— Но, кстати, вот вы упомянули Андрея Боголюбского, и здесь можно, кстати, тоже провести такую аналогию. Почему нам история о том, что на Александровой горе был княжеский удел Александра Невского и его семьи. Именно ведь Андрей Боголюбский первый вынес княжеский дворец и за черту города. Правильно? Или до него еще тоже это было?

А. Пичугин

— Нет, до него тоже были. Они, видите, эту традицию из Киева переняли. Так как они все родом из Киева, пускай даже не по месту своего физического рождения, но происхождением из Киева, то в Киеве всегда был Переславль. Переславль южный, ну собственно существующий и поныне — это было местом княжеской резиденции и местом, где жила знать, то есть в Киев они ездили работать. Ну нас по аналогии, как сейчас у нас тоже президент не живет в Кремле, а приезжает в Москву.

Протоиерей Игорь

— Да. Поэтому вот мы можем говорить, что городище это было место, где сам город, в общем-то, находился, а Александрова гора совершенно рядом, недалеко, но, в общем-то, мы считаем, что это княжеский удел именно Александра Невского.

А. Пичугин

— По крайней мере, это можно так реконструировать.

Протоиерей Игорь

— Да.

А. Пичугин

— А кто из историков с вами работает?

М. Грушин

— Ну вот я уже сказал, что…

Протоиерей Игорь

— Первый был почивший, вот недавно похоронили мы Белова, да?

М. Грушин

— Да, да.

Протоиерей Игорь

— Вот он, мне кажется… Беляев. Простите, первый — почивший Беляев. Мне кажется, он первый приехал на Александрову гору, ну вместе с нами, по крайней мере.

М. Грушин

— Много интересного нам, кстати, рассказал там.

Протоиерей Игорь

— Да, очень много интересного, это было потрясающе. И сам он по себе человек интересный, и как историк, в общем-то, мне кажется, очень авторитетный человек. Ну и вот Володихин…

М. Грушин

— Дмитрий Михайлович.

Протоиерей Игорь

— Дмитрий Михайлович, да, который с нами постоянно.

М. Грушин

— Не пропустил ведь ни одного форума молодежного, и все время что-то новое рассказывает как раз вот именно по периоду Александра Невского. Ребята очень с таким интересом к его лекциям относятся.

Протоиерей Игорь

— Но все-таки свои какие-то воззрения, теории на Александрову гору мы не только строим благодаря историкам, но и археологам.

А. Пичугин

— Ну историки, археологи. Археология, конечно, сейчас уже совмещает в себе огромное количество разных технологий, которые применяются непосредственно в полевой деятельности, в обработке материала. Но все-таки археология — это исторический факультет, это историческая специальность.

Протоиерей Игорь

— Ну я понимаю, что вы не хотите разделять, это, в общем-то.

А. Пичугин

— Нет, уже сейчас разделяют.

Протоиерей Игорь

— Я не говорю, что они противоречат друг другу. Я просто хочу сказать, что мы обращаем внимание, прислушиваемся абсолютно к разным людям, абсолютно к разным профессиям. И вообще, мне кажется, наше дело умение — слушать. Вот умение слушать, анализировать, собирать воедино все какие-то факты, и на этом выстраивать нашу, наверное, теорию.

А. Пичугин

— Это здорово. И археологи уже второй год работали так плотно, до этого несколько лет это были разведки. Я просто знаю по общению с некоторыми из них.

М. Грушин

— Это правда.

А. Пичугин

— Да, Николай Андреевич Макаров, директор Института археологии, президент Академии наук, это его экспедиция, он очень много сил тратит на то, чтобы придать, ну вернее охранный статус уже есть, чтобы его соблюдали. Поскольку есть городище Клещин, но как мы знаем из истории, вокруг городища всегда жили люди. И некоторые селища, которые тяготеют к Клещину, они находятся как раз на том месте, прямо не совсем на том, но рядом с вашими постройками Александровой горы. И долгое время там, к сожалению, были не самые приятные ситуации, когда на месте, где эти поселения были, пытались строить дома, пытались строить целый поселок коттеджный, даже пару домов успели построить. И вот сейчас, слава Богу, все это прекратилось и, начались нормальные археологические изыскания.

М. Грушин

— Алексей, я бы даже добавил, что мы, ну я думаю, что это взаимно у нас. И вы уже назвали Николая Андреевича Макарова и его заместителя Энговатову…

А. Пичугин

— Ася Викторовна Энговатова.

Протоиерей Игорь

— Энговатова Ася Викторовна, она у нас постоянный и член оргкомитета, и участник молодежного форума.

Протоиерей Игорь

— В том году приезжала, очень было интересно.

М. Грушин

— Да и в этом, и в том году, даже конференцию проводили по проблематике Александра Невского, такую научную, ну так скажем, научно-популярную для молодежи. И даже в этом году мы делали попытку в рамках там мастер-класса по археологии и участия в каких-то раскопках, там даже небольших, в Переславле-Залесском, совместно с Переяславским музеем мы вот эту тему тоже отрабатываем. Но вообще глобальная идея и Николая Андреевича Макарова, и Энговатовой Аси Викторовны в том, чтобы все-таки музеефицировать эту территорию и Клещина, и Александровой горы. Ну почему, наверное, для того чтобы увидеть хотя бы что-то такое интересное и вскрыть вот эти раскопы. Понимаем, что это задача достаточно сложная, может быть, даже для нашей территории она в чем-то фантастическая. Поскольку все что связано, допустим, там с Грецией, с Италией, там другая климатическая территория, там все это легко вскрывается, закрывается, снега нет.

А. Пичугин

— У нас тоже есть различные технологии консервации раскопов, еще применяемые не одно десятилетие уже.

М. Грушин

— Ну да, ну получается, что на сегодняшний день у нас нет, так скажем, какого-то заинтересанта в лице каких-то серьезных инвесторов, кому бы это было бы интересно. Но мы считаем, что вот в преддверии 2021 года, празднования 800-летия, тема эта становится очень и очень актуальной. И, может быть, как раз появится структура или человек, который как раз скажет: да, ребята нам это интересно, в том числе и оставить для будущих поколений, это надо все вскрыть. Это может быть такой серьезной точкой притяжении и для туризма. Не зря вы сказали как раз про маршрут Золотого кольца, который как раз проходит, и Александрова гора как раз находится, по сути, на маршруте Золотого кольца, туда приезжают группы туристов. Ну раз туда они приезжают, естественно, надо что-то посмотреть, кроме визуальной картинки Плещеева озера. Конечно, было бы здорово вскрыть там что-то, закрыть, сделать этот какой-то кусочек музеефикации, куда могли бы приезжать туристы, смотреть, с рассказом про какие-то культурные слои, которые там можно показать и так далее.

А. Пичугин

— Ну, к сожалению, это все можно в наших условиях сделать только с привлечением специалистов-экскурсоводов. Потому что, как вы уже правильно сказали, в отличие от Древней Греции, Древнего Рима, у нас нет таких красивых каменных конструкций, которые бы выходили на поверхность. Ну по крайней мере в Переславле их нет.

Протоиерей Игорь

— Да, ну для нас тоже очень важно, что все-таки Переславль-Залесский и непосредственно Александрова гора в 2021 году они вошли бы или дали бы даже старт празднованию, потому что все-таки это место рождения Александра Невского. Мы хотели бы чтобы именно на это место государство, общественность обратили внимание. Не просто, вот как научное сообщество — покопались, законсервировали, сделали что-то такое, а дали бы развитие этому месту. Оно же тоже такое, в общем, неслучайное. Ведь человек формируется не только внутри семьи, не только там внутри государства, но и формируется на том месте, на котором родился. И феномен Александра Невского, в меньшей степени, конечно, можно приписать этому месту, в котором он родился, но все равно мы это должны сделать.

А. Пичугин

— А мы прервемся на минуту. Напомню, что сегодня мы говорим про форум «Александрова Гора» в Переславле-Залесском. Говорим с протоиереем Игорем Фоминым, настоятелем храма святого праведного Александра Невского при МГИМО, Михаилом Грушиным, президентом автономной некоммерческой организации «Стольный Град». Михаил Грушин и отец Игорь Фомин соучредители молодежного форума «Александрова Гора». Через минуту вернемся.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что мы сегодня в программе «Светлый вечер» говорим про молодежный форум «Александрова Гора» в Переславле-Залесском. Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, Михаил Грушин, президент автономной некоммерческой организации «Стольный Град», сооснователи молодежного форума «Александрова Гора». Я смотрю на сайте, конечно, тут очень интересное расписание было всего, что проходило у вас в рамках форума. Каждый день чему-то посвящен — это и День спорта, и юридический день, День знаний, День археологии, День экологии, День творчества, День истории и так далее. Безусловно, это очень интересно. Но вопрос в чем: фестиваль и форум проходят в июле, а все остальное время как используется? Ведь те, кто был рядом с Александровой горой, наверняка видели деревянную крепость, наверняка видели домики, которые там рядом стоят. А есть ощущение, что большую часть года там никого нет.

М. Грушин

— Вы знаете, это, наверное, как раз наша боль с отцом Игорем, мы об этом думаем. Я с вам согласен в том, что, наверное, в чем-то вы правы. Потому что все, что там построено, и в том числе и крепость, это действительно построено под фестиваль «Александрова Гора». И, получается, большую часть времени это не используется, ну и по погодным причинам, потому что там все-таки самое удобное время для посещения Александровой горы и этой территории это там летний, весенний и осенний сезон. Мы сейчас очень плотно говорим об этом с правительством Ярославской области. И более того, я, может быть, вам открою маленький секрет, что мы просим председателя правительства Ярославской области, Дмитрия Степаненко, в прошлом московского суворовца, стать сопредседателем оргкомитета вместе с Игорем Евгеньевичем Маныловым, который является главой Главгосэкспертизы, является традиционным председателем оргкомитета. Почему, потому что мы считаем, что, может быть, вот это место и эта вся территория является в некоторой степени недооцененной со стороны правительства Ярославской области. Мы очень благодарны — и губернатор там был, и председатель правительства был, и постоянно приезжает министр спорта и молодежной политики, Панчишный Сергей. Все-таки мы считаем, что с точки зрения работы с молодежью, с точки зрения патриотичного воспитания надо вот это место задействовать более серьезно.

А. Пичугин

— А с епархией вы как-то сотрудничаете? Нам очень приятно, что сейчас Переяславскую епархию Угличскую возглавляет епископ Феоктист, фактически сотрудник радио «Вера», человек, которого наши постоянные слушатели могут ежедневно практически у нас в эфире слушать с комментариями Евангелия, бывает в наших программах постоянно.

Протоиерей Игорь

— Ну епархия очень активно принимает участие, и предыдущий преосвященный владыка очень активно принимал.

А. Пичугин

— Феодор.

Протоиерей Игорь

— Да, Феодор, и духовенство Переяславской епархии активно, у нас постоянно дежурит священник на этом форуме.

М. Грушин

— Походный храм рядом.

Протоиерей Игорь

— Походный храм. То есть ребята всегда могут зайти, индивидуально пообщаться, вместе помолиться и так далее. Но все по желанию, естественно, все по желанию. Мы себя позиционируем все-таки как светский форум. Но форум этот и лагерь устраивается все-таки при содействии Русской Православной Церкви, при содействии епархии, поэтому, естественно, возможность проявить свои религиозные чувства в христианском плане, они присутствуют, да.

А. Пичугин

— А мы перед началом программы говорили о том, что рядом с Александровой горой вы планируете построить деревянный храм в честь Александра Невского.

Протоиерей Игорь

— У нас есть такая, в общем-то, задумка, желание. Это еще один раз подтверждает то, что я сейчас скажу, что мы очень внимательно прислушиваемся к заинтересованным лицам, и к тому же Институту археологии, у которого мы спрашивали совета, как это сделать. Мы прекрасно понимаем и несем ответственность за историческое место, что просто так, в общем-то, копать нельзя, и что хочу, то и ворочу…

А. Пичугин

— Там уже были люди, которые на этом месте по такому принципу действовали.

Протоиерей Игорь

— Да, нам это совершенно неприемлемо, это не в нашем, в общем-то, русле. Поэтому когда мы задумались построить там храм, то, в общем-то, мы сначала пообщались с Институтом археологии, возможно это или нет. Рассмотрев нашу заявку, подумав, посоветовавшись внутри, в стенах института, они дали такое разрешение, чтобы мы могли перевезти какой-либо северный деревянный храм на это место, без фундамента, без углубления — ну есть определенные там условия. Ну нам это очень нравится на самом деле.

А. Пичугин

— Хорошая история.

М. Грушин

— Замечательно.

Протоиерей Игорь

— Это очень хорошая история. У нас очень много храмов на Севере разрушается, и вот так сохранить…

М. Грушин

— Просто брошенные стоят.

Протоиерей Игорь

— Да, брошенное сохранить — это было бы прекрасно.

А. Пичугин

— То же самое делал ведь Барановский Петр Дмитриевич, когда перевозил в Москву, в Коломенское, из Карелии. Кто-то может сказать, что ну уж тогда пускай перевозит в музей деревянного зодчества, который где-нибудь там, на Севере есть. Петр Дмитриевич Барановский, чтобы не разрушались замечательные памятники, вез их в Москву.

Протоиерей Игорь

— Ну вы знаете, у нас столько разрушающихся деревянных памятников по всей России, что, в общем-то, чем больше мест будет, где эти памятники будут сохраняться, тем, в общем-то, я думаю, это будет интересней и лучше для нашей исторической памяти.

А. Пичугин

— Безусловно, хорошо, когда, вот у Битова есть такое произведение «Человек в пейзаже», мне поэтому очень нравится выражение: храм в пейзаже: вот его задумали когда-то поставить на этом месте, и он должен стоять именно там, где зодчий, который его рубил, строил, задумал. Но яркий пример — все, наверное, многие вернее, были в Суздале, и в Суздальском Кремле видели храм Николая Чудотворца из села Глотова.

Протоиерей Игорь

— Да, да.

А. Пичугин

— Очень красивый маленький клетской храм. Я как-то был в селе Глотово, мы шли по абсолютно чисто распаханному полю. И меня спрашивают: ты помнишь храм из села Глотова в Суздале? Я говорю: помню. — Вот, ты в селе Глотове, — абсолютно чисто распаханное поле. Недалеко там, между Суздалем и городом Юрьев-Польской.

Протоиерей Игорь

— Да, в общем-то, на самом деле храм для человека, а не человек для храма. Поэтому если мы перенесем когда-либо действующий храм с того места, где он уже сейчас не востребован, мы не отнимем у тех местных жителей их единственный храм, а там, где уже не живут…

М. Грушин

— Да, брошены какие-то селения, об этом мы говорим.

Протоиерей Игорь

— Брошенные селения и сохраним какой-то исторический шедевр, а может и полушедевр, а может, и вообще не шедевр, мне кажется, это будет очень хорошей, доброй традицией.

А. Пичугин

— «Общее дело», в конце концов, отца Алексей Яковлева.

Протоиерей Игорь

— Естественно, мы с ним будем советоваться и, честно говоря, мы с ним уже посоветовались по этому вопросу.

А. Пичугин

— У них просто, мне кажется, огромный реестр есть храмов, которые они хорошо знают, которые они по бревнышку буквально пересчитывали.

Протоиерей Игорь

— Ну у нас в планах, конечно, не только перенести храм, поставить и так далее. Но попробовать восстановить быт того времени именно вот рядом с Александровой горой, на этом плато. Получится — не получится, в общем-то, энтузиасты есть…

А. Пичугин

— А как? Меня всегда интересовало, знаете, много лет мне очень интересно — пока не нашел человека, который бы мне на этот вопрос досконально ответил, правда, есть книжки, я до них по своей лени не дошел пока, — как выглядела реально бытовая сторона жизни человека времен Александра Невского в русской деревне. Вот мне, например, очень интересно, как церковная жизнь выглядела, кто были священниками, как они служили. То есть если бы мы попали на службу времен Александра Невского в приходской обычный храм, мы там, люди, которые бываем в современном храме на службе, мы бы увидели много нового, много непонятного для нас.

Протоиерей Игорь

— Да, здесь я абсолютно согласен, и даже я не знаю, что бы мы увидели, много непонятного. Но насколько я понимаю, я опять же хочу повториться, мы не придумываем, что-то от ветра головы своея, хотя могли, в общем-то, это придумать, и сделать, и построить и тому подобное. Мы обязательно будем собирать историков, археологов, мы обязательно будем узнавать мнение общественности, заинтересованной в этом вопросе: как это лучше сделать, как это восстановить. Быт времен Александра Невского — вы знаете, вот пока то, что на протяжении этих пяти-шести лет, что мы на Александровой горе, мы тоже не можем добиться ничего внятного от историков и археологов. Я не бросаю камни в их огород, я просто хочу сказать, вот начиная где-то с XIII, конца XIII века уже можно о чем-то говорить, а вот раньше — как это очень-очень тяжело.

М. Грушин

— Ну в общем-то, по сути, домонгольский период.

А. Пичугин

— Сложно реконструировать.

Протоиерей Игорь

— Очень сложно, да.

А. Пичугин

— А у нас, ладно в Новгороде, с мокрым слоем где там дерево сохранятся и можно как-то восстановить конструкции, у нас все-таки не Новгород, и дерево сохраняется в очень-очень малых количествах, и мы можем только по находкам следить. И как-то по этим находкам, по их типологии, по их распространению пытаться что-то воссоздать. Но вот как дом выглядел — это тоже большой, спорный вопрос. Проектов попыток реконструкции много, а какая из них близка к тому, что было, тоже не совсем понятно. А вы какие-то сроки себе ставите? Например, храм мы перевезем к 2021 году.

М. Грушин

— Да, у нас такая рубежная точка.

Протоиерей Игорь

— У нас есть желание. У нас есть больше желание, конечно, к 2021 году восстановить какой-то вот быт, восстановить, может, какую-то улочку там, что-то начать. Но пока что все, естественно, упирается в финансы. В финансы, в того партнера, который сказал бы: слушайте, давайте, вперед. Вот затратную часть я беру там на себя или часть на государственном партнерстве, не знаю, как это выстроится. Если бы это было, команда, которая могла бы это разработать, это осуществить, и этим, в общем-то, не просто пользоваться, а именно как-то так представлять даже тем же самым школьникам, у которых, совершенно, знаете разрозненные представления. Вот он сидит, в учебнике читает о временах Александра Невского или там более поздних временах, и никак не может совместить, да, как это вот молоко из коровы, а не из пакета, да, из там супермаркета. Вот здесь на самом деле это была бы очень такая интересная, не просто историческая реконструкция, которая бы приводила в какой-нибудь восторг, а она служила бы и воспитательному, образовательному уровню наших, в общем-то, подрастающих поколений.

М. Грушин

— Батюшка, вот извиняюсь, перебью, вы абсолютно правы. И то, что мы за пять лет, вот когда проводим фестиваль «Александрова Гора», ну и спасибо, естественно, Министерству культуры Российской Федерации, в этом году как раз наш проект «Александрова Гора» победил в рамках национального проекта «Культура» и опять-таки поддерживался Министерством культуры Российской Федерации. За пять лет мы, у нас такая мини-задача — в чем-то мини, в чем-то макси, — мы каждый год строили одну башню. И, в принципе, за пять лет, вот за четыре прошедших, пятый, который будет, у нас появилась полноценная крепость XIII века. И даже люди не местные, которые не знают, что это такое, — до меня уже отголоски доходят через моих друзей, которые туда приезжали, — они думают, что это действительно восстановленная крепость XIII века, что это там какой-то фундамент. Ну, видимо, это говорит о том, что мы не зря силы, и в том числе и деньги туда вкладывали, и эта крепость, она как бы и вписалась в историческую картину Александровой горы, и вписалась как раз в проведение фестиваля. У нас в этой крепости по программе фестиваля находится русская дружина, которая выходит на бой, традиционно, со шведами. Мы проводим, клубы исторической реконструкции с 20 регионов, которые приезжают, значит, проводят высадку шведов на берег Плещеева озера. И мы как бы реконструируем события, получается, значит, на берегах Плещеева озера события 1240 года, когда произошла как раз битва на Неве, когда внезапным ударом Невский напал на лагерь шведов. То есть это у нас такая некая историческая зарисовка. То есть русские дружинники, конница, традиционно мы каждый год пытаемся увеличить количество и лошадей, и конных всадников. Ну вот оптимально 25 дружинников переяславских, которые, по легенде, участвовали как раз в этой битве, они у нас в принципе есть. Шведы тоже представлены, ну может быть, не столь многочисленной конницей, но такой серьезный пеший отряд, то есть порядка 150 человек у нас принимает участие вот в этой исторической реконструкции. Клубы все разные, ну вот костяк составляют, они у нас с первого года, ребята, из Белгорода, лаборатория историческая, они себя именно так и именуют лабораторией, «Хранители». А почему, потому что они наиболее плотно связаны с изучением вот этого периода исторического и там глубоко занимаются темой и вооружения, и так сказать, все, что было связано как раз с историческим периодом того времени, они все это применяют на практике. И очень интересные лекции в том числе проводят для наших студентов, участников молодежного форума. Все, что касается вот этого периода XIII–XIV веков, когда можно и пощупать там и кольчугу, и шлемы, и значит, и меч. И как в пешем строю сражались ратники русские и европейцы, чем они отличались, там пробивало копье, не пробивало, стрела, как она себя вела там в полете и так далее. Ну очень интересно. В том числе и приемы рукопашного боя с оружием и так далее.

А. Пичугин

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Игорь Фомин, Михаил Грушин, соорганизаторы молодежного форума «Александрова Гора». А нет, помимо таких планов по сооружению реконструкции, вернее быта, по строительству, перевозке храма, идей провести зимнюю, скажем, сессию?

Протоиерей Игорь

— Нет, конечно, хочется, чтобы все это было круглогодичное такое, полноценно насыщенное, ну назовем так, мероприятие, которое бы перетекало одно в другое — это, в общем-то, возможно.

А. Пичугин

— У меня вопрос как раз был.

Протоиерей Игорь

— Мы прекрасно понимаем, даже вопрос с логистикой, я думаю, здесь не так остро будет стоять, потому что ну мы прекрасно представляем, как это, в общем-то, сделать, как это совершить, чтобы постоянно было наполнено. Но очень важна инфраструктура, которая сейчас пока что, в общем-то, отсутствует. Я надеюсь, все равно мы придем, не только крепости будем строить, но и, в общем-то, другие необходимые для жизнедеятельности современного, любящего комфорт человека какие-то, в общем-то, здания.

А. Пичугин

— А где у вас участники живут летом?

Протоиерей Игорь

— Летом участники живут в палатках, питаются…

М. Грушин

— Реконструкторы тоже в палатках.

Протоиерей Игорь

— Реконструкторы тоже в палатках живут. Но это совершенно, в общем-то, никого, мне кажется, не пугает. Причем у нас даже были случаи, когда очень сильный ветер пытался унести палатки.

А. Пичугин

— Ветер сильный у озера, на горе.

Протоиерей Игорь

— Пытался унести палатки. Но, в общем-то, я думаю это только придает какого-то романтизма такого, особенно для студентов.

М. Грушин

— Да, участники держали эти палатки, под дождем, вообще сложная была ситуация.

Протоиерей Игорь

— Все остальное — какие-то туалеты, столовая, сцены, еще что-то такое — это все очень так цивилизовано, все, в общем-то, есть есть где зарядить телефон, хороший там вайфай и тому подобное. Вот именно в плане таких бытовых там все очень хорошо, мне кажется.

М. Грушин

— Да, батюшка, и я добавлю, что участники, которые у нас бывают и на других молодежных форумах — на «Территории смыслов» и даже на «Тавриде», они все отмечают, что с точки зрения вот именно вот санитарно-бытовых условий нет проблем. То есть никаких очередей — там в душ, туалет, всегда есть горячая вода. Что важно, вот особенно, как вы правильно сказали, с учетом тяжелых погодных условий, которые бывают, на берегу Плещеева озера сложная роза ветров, то есть внезапно дождь сменятся солнцем, особенно летом грозы и так далее. Необходимо, конечно, и просушить одежду, и помыться под горячей водой. Тем более у нас девчонок, ну традиционно девчонки боле активны, их гораздо больше на форуме, чем мальчишек. В этом плане проблем нет. И это как бы немаловажно, потому что когда ты можешь в любое время прийти — вот тебе горячий душ, горячая вода, и это в поле — ну это мне кажется, это очень важно в полевых условиях.

Протоиерей Игорь

— Мне бы еще хотелось отметить посещение и самого, в общем-то, палаточного нашего городка, ну и форума, который мы проводим. В палаточном городке обычно приезжает до двухсот студентов.

М. Грушин

— Да, совершенно верно.

Протоиерей Игорь

— 120–200 студентов, и это, мне кажется, такое очень оптимальное хорошее количество заезда студентов. Им есть чем заняться, у них очень насыщенный график. Я даже после одного такого палаточного лагеря читал, значит, у нас в форуме, что, говорят, очень много всяких мероприятий, нужно свободное время. Мы действительно, может, переусердствовали.

М. Грушин

— Ну загружаем максимально, естественно.

Протоиерей Игорь

— Заняли максимально. Но, мне кажется, это тоже интересно, на самом деле

А. Пичугин

— Ну конечно, когда четыре дня всего… Или сколько?

Протоиерей Игорь

— Ну неделя.

М. Грушин

— У нас десять дней.

Протоиерей Игорь

— Десять дней, да. А вот уж сам форум, да, он…

М. Грушин

— Фестиваль три дня.

Протоиерей Игорь

— Фестиваль три дня идет. И вот здесь, конечно, большое количество людей. Вот в этом году сколько там побывало?

М. Грушин

— Ну порядка семи тысяч. По данным полиции.

Протоиерей Игорь

— Семь тысяч человек, да, это на самом деле очень много. Дорога даже не справляется, насколько, в общем-то, я знаю.

М. Грушин

— Да, директор национального парка «Плещеево озеро», Михаил Юрьевич Федоров, он уже этой проблемой озадачен, да, что у нас надо расширять дорогу, думать, как вот эту именно прилегающую территории к берегу благоустроить.

А. Пичугин

— Ну заезд туда своеобразный.

М. Грушин

— Да, это проблема есть такая, да, действительно.

А. Пичугин

— Но, с другой стороны, смотришь на то, что сейчас есть, и понимаешь, что вот эти маленькие тропки, которые туда ведут, они максимально не портят пейзаж.

Протоиерей Игорь

— Ну мы будем стараться сохранить эти тропки, чтобы, в общем-то, кроме них там больше ничего не возникло. Мы тоже отдаем себе отчет, что использование какой-либо там техники, оно тоже должно быть умеренным. Ну и что еще хочется сказать про этот форум. Вы знаете, я бы, честно говоря, хотел поблагодарить Игоря Евгеньевича Манылова, который является бессменным руководителем…

М. Грушин

— Да, председателем оргкомитета.

Протоиерей Игорь

— Председателем оргкомитета. Наверное, без горения — я по-другому, в общем-то, не могу назвать, — без горения которого ну многое, что бы еще бы не совершилось бы на самом деле.

М. Грушин

— Это правда.

Протоиерей Игорь

— Только, в общем-то, его стремление, желание. И откуда оно, как мне кажется, возникло, вот это стремление, желание, горение. В свое время он возглавлял Союз юристов России. И когда мы к нему обратились с этой идеей, что пригласить студентов, он сразу сказал: слушайте, а давайте именно юристов попробуем, с юридических институтов, факультетов пригласим и тому подобное. И он вдруг после первого увидел отклик. Он сам об этом, в общем-то, говорил, смотрел. И ему, в общем-то, понравилось, что студенты в такой как бы непринужденной атмосфере, они могут познакомиться с разными сторонами жизни там, допустим, православного человека. Оказывается, православный человек — мы стараемся приглашать туда спикеров, которые достигли что-то в своей жизни, не только в там вот общественном плане, не только там в юридическом, не только в историческом и там и каком-либо другом плане, но и в таком духовном плане, которые смело могут исповедовать Христа. И вы знаете, это очень серьезно влияет, в общем, на мировоззрение ребят. И я в полностью уверен, я просто не говорю, что я надеюсь, а я полностью уверен, что это им способствует и в дальнейшем в определении своей жизни.

А. Пичугин

— А как вообще молодые люди узнают про форум?

Протоиерей Игорь

— Ну естественно, сейчас узнать о чем-либо не так проблематично.

А. Пичугин

— Но как раз проблематично в огромном потоке разной информации. И, слава Богу, мероприятий тоже много проводится для молодежи в течение лета, вы уже некоторые назвали, там фестиваль «Территория смыслов», еще, еще. Надо же как-то…

М. Грушин

— Ну я вам скажу честно, что традиционно, батюшка вот уже не зря сказал про Ассоциацию юристов России, это наши партнеры. И мы вместе начинали и, дай Бог, мы мероприятие будем много лет вместе продолжать совместно с Ассоциацией юристов России. То есть у нас идет рассылка традиционная по регионам и по вузам, которые принимают участие. Выходит там порядка ста приглашений в разные субъекты Российской Федерации, на ректоров вузов. Схема работы следующим образом, что, получая вот это письмо, ректор вуза, тем более уже зная про наш форум, многие уже делегации приезжают. И что самое интересное, мы сами смеялись, значит, в прошлом году и в этом году Краснодарский край — только закончился молодежный форум, только они уехали к себе домой, приходит заявка: вы про нас не забудьте, вы нас сразу включайте на следующий, потому что мы уже хотим, вдруг все места будут заняты. Поэтому получая такое письмо, ректор вуза, естественно, зная, что ребята принимают участие ежегодно в этом мероприятии, расписывает там на студенческий комитет, значит, на основе вот этих вот приглашений формируются предварительные списки от вуза. Потому что вуз, ну естественно, студенты не могут себе позволить откуда-то издалека тем более, а у нас с этом году там были ребята и с Дальнего Востока, и с Челябинска были ребята. Вуз оплачивает им дорогу до Москвы и обратно — это за счет как раз высшего учебного заведения идет. А мы уже здесь встречаем их, забираем здесь, в Москве. И с момента, как они приехали вот на посадку в автобусы на ВДНХ, и до момента возвращения обратно на автобусе из Переславля-Залесского тоже приезжают на ВДНХ, мы за них несем полную, скажем, юридическую ответственность. То есть, соответственно, они приезжают, расписываются там и по мерам безопасности, и получают, значит, все что необходимое для участника форума. У них там есть свой командир отряда, есть волонтерский корпус, который в принципе уже на протяжении четырех лет активно работает. И ребята, которые сейчас являются волонтерами — там командиры отрядов, помощники командиров — они, большинство, с первого форума у нас, им это очень нравится. Многие уже закончили, те кто учился, уже закончили высшие учебные заведения, но при этом берут на время проведения форума отпуск и приезжают как раз для того, чтобы побыть в родной стихи командиром отряда. И вот нам очень это нравится, такая преемственность.

А. Пичугин

— Ну что же, спасибо. Это, правда, очень интересная история. Я думаю, что, может быть, кто-то из наших слушателей после этой программы захочет присоединиться, из наших молодых слушателей. А форум уже известно, когда пройдет в грядущем году?

М. Грушин

— Ну у нас он традиционно проходит, последняя, так скажем, декада июля. Мы более точно на сайте, вот у нас 10 декабря планируется оргкомитет.

А. Пичугин

— Буквально через несколько дней.

М. Грушин

— Да. Даты будут точно установлены, ну это ориентировочно, получается, там с 17–19 июля как раз по 29 июля, то есть вот в этом промежутке. И форум молодежный, и фестиваль «Александрова Гора», они традиционно попадают на последнюю декаду июля. И как только сейчас оргкомитет утвердит даты, мы сразу их вывешиваем на сайте и начинаем, по сути, принимать заявки на 2020 год.

А. Пичугин

— Михаил Грушин, президент автономной некоммерческой организации «Стольный Град». Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, соучредители молодежного форума «Александрова Гора», были гостями программы «Светлый вечер». Спасибо вам большое. Я Алексей Пичугин. Всего доброго.

М. Грушин

— Спасибо Алексей. Всего доброго.

Протоиерей Игорь

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем