
Пятого мая тысяча восемьсот девяносто второго года Московская городская дума собралась на своё первое заседание в новом большом здании из красного кирпича на Воскресенской площади. Городской голова Николай Александрович Алексеев коротко поздравил гласных — так раньше называли депутатов — с новосельем и, не отвлекаясь на пышные речи, приступил к будничным делам. Взяв первый лист из лежавшей перед ним на бюро толстой пачки бумаг, голова призвал присутствующих к тишине и начал читать. Это было заявление от известного московского купца Первой гильдии, торговца шёлком, Александра Сергеевича Капцова: «Имею честь заявить Городской думе, — писал он — что я желаю пожертвовать городу в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова капитал в 190 тысяч рублей для устройства городского начального училища его имени на 200 мальчиков». Купец просил у властей разрешения на строительство здания училища и обязался не только выделить на это средства, но и лично следить за его ходом, а впоследствии взять на себя обязанности попечителя нового учебного заведения.
Что тут думать?! — рассудила Дума и вынесла постановление: пожертвование принять, жертвователя благодарить и совершать ежегодно в будущем училище в день именин и в день кончины панихиды по его покойному родителю.
К строительству приступили немедленно. Восемьдесят тысяч рублей Капцов потратил только на постройку здания. Остальные сто десять положил в банк с расчётом, что училище будет пользоваться процентами с этого капитала. И вот в тысяча восемьсот девяносто третьем году в Леонтьевском переулке вырос самый настоящий замок — постарался знаменитый московский архитектор Чичагов. Кстати, именно он спроектировал и то самое новое здание Городской Думы.
Тогда же был утверждён устав начального училища, в котором было отражено главное желание Александра Капцова: в учебном заведении должны были обучаться по преимуществу дети из бедных и малообеспеченных семей. Причём, не только мещанского сословия — в училище принимали и крестьян, и солдатских детей. Уже вскоре после открытия стало понятно, что двумя сотнями учеников дело не ограничится. В результате в училище приняли в два с половиной раза больше детей — пятьсот! Александр Сергеевич этому был только рад и не только увеличил финансирование, но и через три года, в тысяча восемьсот девяносто шестом, пристроил к мужскому училищу ещё одно здание, в котором открылась аналогичная школа для девочек.
Увы, ровно через год Александр Капцов скоропостижно скончался. Во главе семьи и торговых дел встала его вдова — Анна Михайловна. Прежде всего, она постаралась неукоснительно исполнить духовное завещание покойного супруга. Александр Сергеевич оставил крупные денежные пожертвования многим московских храмам, а кроме того, восемьдесят две тысячи рублей завещал московской психиатрической больнице, устроенной городским головой Алексеевым. Под руководством Анны Капцовой на эти деньги был возведён и полностью оснащён всем необходимым новый лечебный корпус.
С усердием продолжила Анна Михайловна и главное дело своего мужа, поддерживая и опекая открытое им училище вплоть до октября семнадцатого года. В период Первой Мировой войны в его здании Капцова устраивала госпиталь для раненных. Сегодня в этом красивом, большом двухэтажном особняке-дворце тоже учат детей: там располагается одна из московских гимназий. Недавно её окончил праправнук Александра Сергеевича Капцова.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема