
Пятого мая тысяча восемьсот девяносто второго года Московская городская дума собралась на своё первое заседание в новом большом здании из красного кирпича на Воскресенской площади. Городской голова Николай Александрович Алексеев коротко поздравил гласных — так раньше называли депутатов — с новосельем и, не отвлекаясь на пышные речи, приступил к будничным делам. Взяв первый лист из лежавшей перед ним на бюро толстой пачки бумаг, голова призвал присутствующих к тишине и начал читать. Это было заявление от известного московского купца Первой гильдии, торговца шёлком, Александра Сергеевича Капцова: «Имею честь заявить Городской думе, — писал он — что я желаю пожертвовать городу в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова капитал в 190 тысяч рублей для устройства городского начального училища его имени на 200 мальчиков». Купец просил у властей разрешения на строительство здания училища и обязался не только выделить на это средства, но и лично следить за его ходом, а впоследствии взять на себя обязанности попечителя нового учебного заведения.
Что тут думать?! — рассудила Дума и вынесла постановление: пожертвование принять, жертвователя благодарить и совершать ежегодно в будущем училище в день именин и в день кончины панихиды по его покойному родителю.
К строительству приступили немедленно. Восемьдесят тысяч рублей Капцов потратил только на постройку здания. Остальные сто десять положил в банк с расчётом, что училище будет пользоваться процентами с этого капитала. И вот в тысяча восемьсот девяносто третьем году в Леонтьевском переулке вырос самый настоящий замок — постарался знаменитый московский архитектор Чичагов. Кстати, именно он спроектировал и то самое новое здание Городской Думы.
Тогда же был утверждён устав начального училища, в котором было отражено главное желание Александра Капцова: в учебном заведении должны были обучаться по преимуществу дети из бедных и малообеспеченных семей. Причём, не только мещанского сословия — в училище принимали и крестьян, и солдатских детей. Уже вскоре после открытия стало понятно, что двумя сотнями учеников дело не ограничится. В результате в училище приняли в два с половиной раза больше детей — пятьсот! Александр Сергеевич этому был только рад и не только увеличил финансирование, но и через три года, в тысяча восемьсот девяносто шестом, пристроил к мужскому училищу ещё одно здание, в котором открылась аналогичная школа для девочек.
Увы, ровно через год Александр Капцов скоропостижно скончался. Во главе семьи и торговых дел встала его вдова — Анна Михайловна. Прежде всего, она постаралась неукоснительно исполнить духовное завещание покойного супруга. Александр Сергеевич оставил крупные денежные пожертвования многим московских храмам, а кроме того, восемьдесят две тысячи рублей завещал московской психиатрической больнице, устроенной городским головой Алексеевым. Под руководством Анны Капцовой на эти деньги был возведён и полностью оснащён всем необходимым новый лечебный корпус.
С усердием продолжила Анна Михайловна и главное дело своего мужа, поддерживая и опекая открытое им училище вплоть до октября семнадцатого года. В период Первой Мировой войны в его здании Капцова устраивала госпиталь для раненных. Сегодня в этом красивом, большом двухэтажном особняке-дворце тоже учат детей: там располагается одна из московских гимназий. Недавно её окончил праправнук Александра Сергеевича Капцова.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер