
Пятого мая тысяча восемьсот девяносто второго года Московская городская дума собралась на своё первое заседание в новом большом здании из красного кирпича на Воскресенской площади. Городской голова Николай Александрович Алексеев коротко поздравил гласных — так раньше называли депутатов — с новосельем и, не отвлекаясь на пышные речи, приступил к будничным делам. Взяв первый лист из лежавшей перед ним на бюро толстой пачки бумаг, голова призвал присутствующих к тишине и начал читать. Это было заявление от известного московского купца Первой гильдии, торговца шёлком, Александра Сергеевича Капцова: «Имею честь заявить Городской думе, — писал он — что я желаю пожертвовать городу в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова капитал в 190 тысяч рублей для устройства городского начального училища его имени на 200 мальчиков». Купец просил у властей разрешения на строительство здания училища и обязался не только выделить на это средства, но и лично следить за его ходом, а впоследствии взять на себя обязанности попечителя нового учебного заведения.
Что тут думать?! — рассудила Дума и вынесла постановление: пожертвование принять, жертвователя благодарить и совершать ежегодно в будущем училище в день именин и в день кончины панихиды по его покойному родителю.
К строительству приступили немедленно. Восемьдесят тысяч рублей Капцов потратил только на постройку здания. Остальные сто десять положил в банк с расчётом, что училище будет пользоваться процентами с этого капитала. И вот в тысяча восемьсот девяносто третьем году в Леонтьевском переулке вырос самый настоящий замок — постарался знаменитый московский архитектор Чичагов. Кстати, именно он спроектировал и то самое новое здание Городской Думы.
Тогда же был утверждён устав начального училища, в котором было отражено главное желание Александра Капцова: в учебном заведении должны были обучаться по преимуществу дети из бедных и малообеспеченных семей. Причём, не только мещанского сословия — в училище принимали и крестьян, и солдатских детей. Уже вскоре после открытия стало понятно, что двумя сотнями учеников дело не ограничится. В результате в училище приняли в два с половиной раза больше детей — пятьсот! Александр Сергеевич этому был только рад и не только увеличил финансирование, но и через три года, в тысяча восемьсот девяносто шестом, пристроил к мужскому училищу ещё одно здание, в котором открылась аналогичная школа для девочек.
Увы, ровно через год Александр Капцов скоропостижно скончался. Во главе семьи и торговых дел встала его вдова — Анна Михайловна. Прежде всего, она постаралась неукоснительно исполнить духовное завещание покойного супруга. Александр Сергеевич оставил крупные денежные пожертвования многим московских храмам, а кроме того, восемьдесят две тысячи рублей завещал московской психиатрической больнице, устроенной городским головой Алексеевым. Под руководством Анны Капцовой на эти деньги был возведён и полностью оснащён всем необходимым новый лечебный корпус.
С усердием продолжила Анна Михайловна и главное дело своего мужа, поддерживая и опекая открытое им училище вплоть до октября семнадцатого года. В период Первой Мировой войны в его здании Капцова устраивала госпиталь для раненных. Сегодня в этом красивом, большом двухэтажном особняке-дворце тоже учат детей: там располагается одна из московских гимназий. Недавно её окончил праправнук Александра Сергеевича Капцова.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







