«Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя», — писал поэт, горюя об отсутствии героев. Но герои не «были», они есть. И битва со стихией, которая случилась в сентябре 2013 года, когда Комсомольску-на-Амуре угрожало полное затопление, лучшее тому доказательство.
Вода в город прибывала стремительно. Его защищала дамба, но сила паводка была такой, что шестиметровую в высоту и пятикилометровую по длине насыпь грозило прорвать. Её укрепляли военные и спасатели. Они увеличили высоту дамбы на четыре метра, но вода легко взяла этот барьер. 250-тысячный город готовился к потопу. Кто-то, сидя на лавочках у подъезда рассуждал о конце света, а кто-то противостоял стихии, записавшись в добровольцы. Одним из тех, кто своими руками сдерживал воду был 14-летний школьник Саша Алемасов. Каждый день он на велосипеде приезжал к дамбе и выполнял работу, которую не всякий взрослый осилит:
Александр Алемасов:
«Беру лопату, загружаю мешки лопатой, мне кто-нибудь держит мешок и загружаю. Приезжает бульдозер, я бросаю лопату, загружаю мешки в бульдозер».
Крепкие парни удивлялись, откуда у Саши — подростка далеко не богатырского телосложения — берутся силы? Учителя в школе удивлялись не меньше. Ведь Саша ни на день не прервал учёбу. Правда в связи с тем, что работа на дамбе заканчивалась в 11 вечера, не было времени учить уроки, но мальчик прочитывал параграфы и решал задачки на переменах. Находились и такие, кто пытался отговорить Сашу, от бесполезной, на их взгляд, работы:
Александр Алемасов:
«Мне вообще никто не верил, что я на дамбах работаю. А если кто-то и верил, то говорили, типа, уходи оттуда, тебе там нечего делать. Потому что дамбу так и так прорвет. Тебя там точно так же и затопит».
Если что-то и затопило, так это Сашин мобильный телефон. Мальчик случайно уронил его в воду. Это увидел министр МЧС Владимир Пучков, бывший тогда на дамбе. Самоотверженность парнишки поразила его. И Саша получил из рук министра новенький айфон.
Комсомольск-на-Амуре выстоял. В том числе благодаря добровольцу Алемасову. Саша знает ответ на вопрос, который ему задавали и спасатели, и учителя, и друзья: почему он решил присоединиться к защитникам города:
Александр Алемасов:
«Просто не хочу, чтобы затопило мой родной город, где я вырос. Где я жил все 14 лет свои».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема