Говорят, что природа на детях отдыхает. Мне кажется, что далеко не всегда. Есть много примеров этому даже в нашей современной жизни. Но наша сегодняшняя история из достаточно далекого прошлого.
С началом XVIII века Россия стремительно рванулась на восток осваивать богатейший край империи. Речь шла о превращении её в могущественную европейскую державу. Для этого необходимо было, как минимум, иметь сильную армию и флот, которые, в свою очередь, могли появиться только при условии развития металлургического и горного производства. Когда тульский заводчик Никита Демидов заявил, что готов увеличить производство чугуна и железа, а продавать его в казну согласен по ценам вдвое дешевле заграничного, он сразу же получил для этого все возможности. В сложном деле – промышленном освоении Урала – Никита Демидов надеялся найти опору в трех своих сыновьях: Акинфии, Григории и Никите. Сегодня наш рассказ о старшем из них – Аки́нфии.
Он приехал на Урал первым из семьи, в 1702 году на Невьянский завод. Было ему 24 года. До этого он неотступно находился на заводах отца в Туле и перенял огромный опыт, накопленный отечественными и иностранными мастерами. Да плюс ещё железный характер отца. Уже впоследствии писатель Мамин-Сибиряк называет Акинфия Демидова «гениальным сыном Никиты, двойником царя-работника, живым носителем и осуществителем широких планов царя. Было много общего в этих натурах: оба работали до кровавого пота и, кажется, не знали границ своим замыслам». Уже во втором десятилетии XVIII века Невьянский завод превратился в крупнейшее металлургическое предприятие и давал чугуна и железа больше, чем все казённые заводы Урала. Он выполнял важнейшие государственные заказы: поставлял артиллерийские снаряды и железо для адмиралтейства, экспортировал металл в Европу, снабжал фонтанными трубами дворцы и сады Петербурга и его окрестностей. Невьянский завод в руках отца и сына стал лучшим.
В дальнейшем Акинфий Демидов построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий. Но, судя по всему, главным делом для него был Нижнетагильский завод, оборудование которого соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам. А в 1725 году здесь была пущена первая домна, в то время крупнейшая в мире. Это предприятие существует и сегодня.
Акинфий Демидов, как сейчас говорят, был трудоголиком. Его личная жизнь скрыта построенным им величественным Горнозаводческим царством. Впрочем, известно, что Акинфий был дважды женат и оба раза на представительницах тульских посадских родов: на Евдокии Тарасовне Коробковой, а после – на Евфимии Ивановне Пальцовой. Имел трёх сыновей – Прокофия, Григория, Никиту и дочерей Марию, Евфимию и двух по имени Анна.
Семейные богатства и столкновения генетически одинаковых характеров не раз отравляли жизнь членам рода Демидовых. Так же, как у Никиты Демидова старшего был жесткий конфликт со своим младшим сыном Никитой, так и Акинфий практически лишил наследства своего сына тоже Никиту и тоже младшего.
Судя по описаниям современников, Акинфий Демидов был человеком с очень сложным характером. С одной стороны, умевшим жестоко наказывать, но с другой – буквально не считавшим деньги, когда речь шла об истинной благотворительности. Впрочем, ни один из истинных реформаторов России, насколько я помню, не был, как сейчас говорят, белым и пушистым. Господь им судья. А нам – память об их свершениях.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер