
Порой, готовясь к исповеди и вспоминая, что сделала неправильного, говорю сама себе: «Так это же не грех, а лишь ошибка». Так хочется оправдаться! А ведь сколько раз в своей жизни я убеждалась, что простые ошибки часто приводят к греху. И наоборот — обыкновенная ошибка оказывается результатом греховных мыслей и поступков.
Это произошло в самом начале моей работы на телевидении в команде. В тот вечер мы монтировали один из выпусков нашей программы, которая к тому времени уже выходила не в прямом эфире, как в начале эры телевидения, а в записи. Вечерело.
— Ну, вот, слава Богу, программу почти смонтировали, — выдохнула я.
«Ну, я молодец! В хронометраж умудрилась влезть секунда в секунду. Хотя пришлось постараться и сократить некоторые интервью. Сейчас только конечные титры наберу, и домой».
Так или примерно так думала довольная собой редактор Тулисова, распрямляя слегка затёкшие плечи и поглядывая на часы. — Ух, до закрытия метро совсем мало времени осталось. Перечитывать набранный текст уже некогда, наверняка всё отлично, не в первый раз ведь его печатаю. Сойдёт!
— Всё! Титры готовы! Можно «вклеивать», — кивнула я режиссеру монтажа, быстро откатилась на кресле от пульта и схватила сумочку. — Спасибо! Я побежала!
Смотреть произведение нашего творчества уже в эфире — особое удовольствие. Дома, расслабившись, за чашкой чая, вспоминая, как вчера пришлось повозиться, чтобы вычистить ненужные паузы и слова-паразиты из интервью уважаемой персоны. Телезрители ничего и не заметили, ведь мы нарезку из слов красивыми кадрами перекрыли. Режиссёр у нас тоже ас! Всё получилось шикарно.
А вот уже и последние титры. После слов «Над программой работали» идут все наши имена. Список проносится перед глазами со скоростью рулетки. Но я успеваю увидеть... Что это? Как я могла допустить такую ошибку! «За техническую поддержку благодарим АГЕНСТВО...» и дальше его название. Именно так, АГЕНСТВО. Без ещё одной буквы «Т» посередине... Программа шла по первому каналу по всей стране. Это же настоящий публичный позор! Он длился, казалось бы, пару секунд. Но остался со мной на всю жизнь. Каждый раз вздрагиваю, когда встречается это слово. И ничуть не успокаивается душа оттого, что то и дело вижу его в рекламных текстах написанным с той же ошибкой.
Ведь теперь понимаю, что причиной обыкновенной и вроде бы небольшой — всего-то одна буква пропущена! — ошибки стали не такие уж и маленькие грехи. Осуждение и, похоже, высокомерная насмешка над человеком, который перед камерой не слишком гладко выражал свои мысли. Гордыня, самодовольство и самоуверенность. Торопливость, невнимательность и небрежное отношение к сделанному. И, наконец, отсутствие благодарности к Господу. Которого в свою жизнь я тогда еще и не впустила. Но духовные законы действуют независимо от того, знаешь ты их или нет, живешь по заповедям или по своему гордому разумению.
В общем, готовясь к исповеди, стараюсь не делить свои неправильные поступки на простые ошибки и серьёзные грехи, ведь они так тесно связаны друг с другом.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.