Казаки испокон веков становились героями народных легенд и сказок. Находчивые и смекалистые, они проявляли жизненную мудрость, стойкость и верность Отчизне в самых сложных ситуациях. Писательница и этнограф Мария Пискунова адаптировала для читателей предания глубокой станичной старины. И выпустила в издательстве Сретенского монастыря книгу о кубанских казаках, которую озаглавила «Кубанские сказки».
Каждая из двенадцати небольших историй в сборнике, как и подобает сказке, глубоко поучительная, органично раскрывающая основы и суть человеческих добродетелей. Такие истории легко находят отклик в сердце читателя.
Это чувствуется уже в самой первой, открывающей сборник сказке «Как сын отца на ярмарку возил». Решивший однажды продать на базаре своего ворчливого старого отца, его сын, казак Филипп внезапно осознал, что такое терпение и жалость к старику; сам же старик понял, как хорошо, когда рядом родные люди, когда ты кому-то нужен и кто-то нужен тебе. А заставил обоих прозреть маленький мальчик-сирота, «приценившийся» к «товару» на ярмарке.
Автор-составитель тонко передаёт глубокие внутренние нюансы и чувства своих героев с помощью характерной лексики и эмоциональной наполненности. Как, к примеру, в сказке «Семь матерей», рассказывающей о казаке Тимофее— трусливом и неприветливом человеке. Однажды в бою, когда Тимофею грозила неминуемая гибель, своей грудью от стрел врага его прикрыл товарищ, всеобщий любимец Петро, и принял смерть «за други своя». Это событие потрясло и изменило Тимофея. Чувствуя вину перед старой матерью Петра, он пошёл к ней в работники без жалованья. «Когда стал Тимофей помогать вдове, веселей на душе его сделалось. Будто день за днём не зря катится». Глубокая мораль о том, как бескорыстное служение ближним наполняет сердце радостью, а жизнь смыслом подана ненавязчиво, с большой художественной яркостью и силой.
Язык, которым написаны «Кубанские сказки» удивительным образом передаёт необыкновенную атмосферу и колорит казачьих станиц 18 века — именно к этому периоду, как отмечают издатели, относится повествование. Герои этих историй твёрдо верят в то, что зло всегда отступает перед добром Таков закон настоящей жизни, во все времена находивший яркое отражение в сказках. «Кубанские сказки» — не исключение!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия