15 марта 1887 года у городской заставы Ставрополя жители города торжественно встречали нового губернатора. Николай Егорович Никифораки, до этого управлявший соседней Черноморской губернией, был ставропольцам хорошо знаком. Железная дорога от Екатеринодара до Новороссийска, открытие в том же Новороссийске большого торгового порта — всё это были его заслуги, поэтому неудивительно, что ставропольцы ожидали нового губернатора с радостью и большими надеждами.
И надежды эти не замедлили оправдаться. Николай Егорович сразу же приступил к делам. Быстро вникнув в самые насущные проблемы губернии, Никифораки начал с дорог. В короткий срок от Ставрополя к ближайшей железнодорожной станции Невинномысской было проложено шоссе, а немногим позже город особой веткой соединили с железной дорогой. Требующие быстрого решения, эти проекты были весьма дорогостоящими, и губернатор, предпочитая не ждать, когда в казне окажется достаточно средств, часто добавлял из своих, а после «забывал» о том, сколько внёс денег и никогда не возмещал личные затраты.
Именно так он поступил, когда задумал телефонизацию Ставрополя. Это была первая на Кавказе телефонная линия, к которой были подключены не только учреждения, но и дома обычных жителей города. Когда в 1897 году стараниями Николая Егоровича в Ставрополе заработала электростанция, освещение провели, прежде всего, на городские улицы и в квартиры. Так в дома к простым горожанам пришёл невиданный по тем временам комфорт!
По задумке и при финансовой поддержке губернатора был открыт Народный дом. В нём располагалась бесплатная библиотека, народный театр, работали мастерские, где все желающие могли выучиться ремеслу. На пожертвования НикифорАки в Ставрополе появилась бесплатная столовая для бедных, ночлежный приют для бездомных, богадельня. Губернатор финансировал несколько церковно-приходских школ, открытых по его инициативе, и детский приют.
Николай Егорович щедро жертвовал ставропольским храмам. Он немало способствовал строительству новых церквей по всей губернии, благодаря чему в конце 19 века Ставропольская епархия стала одной из крупнейших в России.
Образование в Ставрополе при Никифораки тоже пережило свой расцвет. Появились десятки училищ, гимназия, женская приготовительная школа имени Гоголя.
Когда современных ставропольцев просят рассказать о том, что сделал для города Николай Егорович Никифораки, память о котором они и сегодня трепетно чтут, большинство отвечает просто: всего и не перечислить. Кажется, это действительно так, и не зря с таким волнением и радостью встречали больше века назад жители Ставрополя своего нового губернатора. А сегодня он сам встречает каждого, кто приезжает в Ставрополь: на Привокзальной площади благодарными жителями города установлен памятник Николаю Егоровичу Никифораки.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.