
Фото: Ann Fossa/Unsplash
15 марта 1887 года у городской заставы Ставрополя жители города торжественно встречали нового губернатора. Николай Егорович Никифораки, до этого управлявший соседней Черноморской губернией, был ставропольцам хорошо знаком. Железная дорога от Екатеринодара до Новороссийска, открытие в том же Новороссийске большого торгового порта — всё это были его заслуги, поэтому неудивительно, что ставропольцы ожидали нового губернатора с радостью и большими надеждами.
И надежды эти не замедлили оправдаться. Николай Егорович сразу же приступил к делам. Быстро вникнув в самые насущные проблемы губернии, Никифораки начал с дорог. В короткий срок от Ставрополя к ближайшей железнодорожной станции Невинномысской было проложено шоссе, а немногим позже город особой веткой соединили с железной дорогой. Требующие быстрого решения, эти проекты были весьма дорогостоящими, и губернатор, предпочитая не ждать, когда в казне окажется достаточно средств, часто добавлял из своих, а после «забывал» о том, сколько внёс денег и никогда не возмещал личные затраты.
Именно так он поступил, когда задумал телефонизацию Ставрополя. Это была первая на Кавказе телефонная линия, к которой были подключены не только учреждения, но и дома обычных жителей города. Когда в 1897 году стараниями Николая Егоровича в Ставрополе заработала электростанция, освещение провели, прежде всего, на городские улицы и в квартиры. Так в дома к простым горожанам пришёл невиданный по тем временам комфорт!
По задумке и при финансовой поддержке губернатора был открыт Народный дом. В нём располагалась бесплатная библиотека, народный театр, работали мастерские, где все желающие могли выучиться ремеслу. На пожертвования НикифорАки в Ставрополе появилась бесплатная столовая для бедных, ночлежный приют для бездомных, богадельня. Губернатор финансировал несколько церковно-приходских школ, открытых по его инициативе, и детский приют.
Николай Егорович щедро жертвовал ставропольским храмам. Он немало способствовал строительству новых церквей по всей губернии, благодаря чему в конце 19 века Ставропольская епархия стала одной из крупнейших в России.
Образование в Ставрополе при Никифораки тоже пережило свой расцвет. Появились десятки училищ, гимназия, женская приготовительная школа имени Гоголя.
Когда современных ставропольцев просят рассказать о том, что сделал для города Николай Егорович Никифораки, память о котором они и сегодня трепетно чтут, большинство отвечает просто: всего и не перечислить. Кажется, это действительно так, и не зря с таким волнением и радостью встречали больше века назад жители Ставрополя своего нового губернатора. А сегодня он сам встречает каждого, кто приезжает в Ставрополь: на Привокзальной площади благодарными жителями города установлен памятник Николаю Егоровичу Никифораки.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер