Путь в высокогорное селение Зруг был уничтожен: камнепады и непогода сделали своё дело. Но протоиерея Алексия Гатуева, отвечавшего в Осетии за Дигорское благочиние, это не могло остановить: ведь его ждали там неокрепшие в вере люди, не вполне ещё отказавшиеся от языческих обычаев, некрещёные дети, невенчанные пары... В 1888 году он добился, чтобы в Зруг был проложен новый путь — прямо через скалы. И сам участвовал в создании тропы. Нехотя поддавалась горная порода, сбрасывались в пропасть мешавшие проходу камни. Это и было делом жизни отца Алексия: несмотря ни на что найти путь к тем, кто далеко, проповедовать им Христа, убирать «камни» грехов и языческих обычаев.
Гатуев относился ко второму поколению великих просветителей Осетии, продолжая дело, начатое в середине девятнадцатого века епископом Иосифом (Чепиговским), священниками Алексием Колиевым и Михаилом Сухиевым. Их трудами Православие в Осетии, теснимое исламом и смешанное в народном сознании с язычеством, не только выстояло, но и распространилось.
В 1869 году 23-летний Алексий Гатуев, с отличием окончивший Тифлисскую семинарию, стал священником и настоятелем церкви святого пророка Илии в селе Салугардан. Там же двумя годами ранее он открыл церковно-приходскую школу для девочек. Впоследствии отец Алексий основал ещё две церковно-приходские школы: во Владикавказе и станице Слепцовской.
В своём приходе ревностный пастырь ввёл богослужение на осетинском языке. Он много общался с прихожанами, люди массово шли в храм, так что в праздники порой нельзя было протиснуться в церковь.
Став в 1879 году дигорским благочинным, отец Алексий построил в разных селениях четыре церкви и одну часовню.
В течение лета, когда горные тропы становились доступными, Гатуев совершал миссионерские поездки в Дигорское ущелье. Они были очень напряжёнными, порой приходилось каждый день оказываться в новом селении. Но это приносило обильный плод: осетины-христиане укреплялись в вере, приступали к таинствам, отказывались от языческих обычаев, таких как похищение невест и разорительные поминки, на которые порой уходило почти всё семейное состояние. А их соседи-мусульмане обращались ко Христу. Отец Алексий крестил более трёхсот мусульман, за что был удостоен ордена святой Анны.
В своём уникальном труде «Христианство в Осетии» Гатуев писал: «в древности апостолы сеяли слово Божие и не торопились без достаточной веры крестить язычников». В полной мере это относится к самому отцу Алексию, который заботился о том, чтобы приходящие ко крещению люди хорошо знали вероучение.
Отец Алексий был мужественным человеком. Так, когда в 1892 году в Осетии была эпидемия холеры, он посещал тяжело больных, утешал их, причащал и соборовал.
С 1894 года до своей кончины в 1909 году протоиерей Алексий Гатуев был настоятелем старейшего владикавказского храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Когда отец Алексий отошёл ко Господу, проститься с ним прибыло почти всё духовенство Осетии и множество мирян. А похоронен он был рядом со своимипредшественниками-миссионерами Алексием Колиевым и Михаилом Сухиевым.
Как сказал священник Харлампий Цомаев в надгробной речи, протоиерей Алексий Гатуев «оставил по себе неизгладимую память в истории христианства в Осетии».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











