
Зимним утром 1923 года богатый манчжурский купец и промышленник Мордохович, пил кофе в своей хорошо протопленной гостиной. Вдруг вошёл слуга и доложил, что к хозяину пришёл посетитель. Когда тот появился на пороге гостиной, купец даже привстал от удивления: это был епископ Иона Покровский, настоятель Свято-Иннокентиевского храма в Манчжурии. В приграничном китайском городке, переполненном теперь русскими, бежавшими сюда от красного террора, владыку хорошо знали и уважали. Знал его и купец Мордохович, но в гости к себе уж никак не ожидал. Впрочем, цель неожиданного визита епископа Ионы скоро прояснилась:
— Господин промышленник, требуется помощь сиротскому приюту, — вежливо произнёс владыка. Он был не по погоде одет в старое пальто, нараспашку накинутое поверх залатанной рясы.
— Многие здешние состоятельные люди уже оказали свою поддержку посильными пожертвованиями, — продолжил епископ Иона, — Я хотел бы обратиться с тем же и к вам.
Мордохович удивлённо поднял брови.
— Но ведь я другой веры, — сказал он. — Я иудей.
Владыка покачал головой.
— Когда я вижу на улице сироту, грязного, голодного, в лохмотьях, я не спрашиваю его, кто он — еврей, русский или китаец. Передо мной несчастный голодный ребенок, которого нужно накормить, одеть, обласкать, ведь он — человек! — тихо ответил епископ Иона.
Промышленник забыл про свой кофе. «Передо мною стоял исполин духа. Мне стало стыдно за мое духовное ничтожество, и с этого момента я начал помогать приюту», — вспоминал позднее купец Мордохович.
К его словам с радостью присоединились бы, наверное, все тогдашние жители города. Епископ Иона Покровский на протяжении трёх недолгих лет своего служения в Манчжурии, завоевал их искреннюю любовь. Он не только возродил духовную жизнь в Свято-Иннокентиевском приходе и привлёк к православию множество китайцев; оказавшись в Манчжурии, владыка стал во главе Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся в помощи и буквально возродил к жизни его угасающую деятельность.
Так, по инициативе епископа Ионы был создан уже упомянутый детский приют. В нём содержались круглые сироты, начиная с грудного возраста и до 15 лет. Для самых маленьких нанимали кормилиц; старшие обучались в специально основанном для них ремесленном училище. Что такое сиротство, владыка знал не понаслышке. В возрасте восьми лет он сам лишился отца и матери и был взят на воспитание сельским дьяконом. Сбором средств на содержание манчжурского приюта владыка занимался лично и подвиг на щедрые пожертвования многих богатых людей города.
По инициативе владыки в Манчжурии появились два начальных училища, в каждом из которых бесплатно обучалось по 500 человек из беднейших семей. Для них в ученической столовой были предусмотрены обеды.
Обеспокоенный тем, что в городе сложно было достать лекарства, епископ Иона убедил предпринимателей города открыть аптеку и установить в ней бесплатный отпуск медикаментов для бедняков. Кроме того, он организовал сбор пожертвований на устройство в Манчжурии бесплатных амбулатории и столовой.
Рассказывали, что на крыльце его маленького деревянного домика постоянно кипел самовар. Владыка угощал чаем всех, кто к нему приходил. А гостей было много. И русские, и китайцы обращались к епископу Ионе за советом, духовной поддержкой.
Двадцатого октября 1925 года епископ Иона Покровский скоропостижно скончался. Ему было всего 37 лет, за которые он, однако, успел совершить немало подвигов любви и милосердия. В духовном завещании, которое владыка успел составить накануне смерти, есть слова Христа: «Любите друг друга».
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема