Еще в давние времена в Православной Церкви появились люди, которые хотели полностью посвятить себя Богу. Они удалялись в самые труднодоступные места, чтобы там в одиночестве провести жизнь в молитве и посте. Таких людей со временем стали называть монахами. Слово «монах» с греческого переводится как «одинокий». Монашеское одиночество имеет несколько значений. Одиночество для монаха — это и отказ от семейной жизни, и уход от мира. Такое одиночество позволяет монаху постоянно общаться в молитве с Богом.
Монахи до сих пор существуют в Православной Церкви. Особым местом, полностью подчиненным монашеской традиции, считается Святая гора Афон. Афоном называется независимое монашеское государство на севере Греции. Здесь находится двадцать древних монастырей и множество скитов и келий, где трудятся и молятся современные монахи. Насельники Афона делятся на две категории — тех, кто живет в общине в монастыре, и тех, кто хочет более сурового подвига, а потому живет в полном одиночестве где-то среди афонских скал.
Наиболее известным местом проживания афонских отшельников считается Карулья. Карульей называется скалистая местность на юго-западе Афона, где в течение веков в крайне суровых условиях живут поколения афонских монахов. С греческого языка слово «карулья» переводится как «катушки» или «блоки». Смысл этого названия вполне понимаешь только тогда, когда своими глазами видишь Карулью.
Представьте — перед вами отвесные скалы, прямо уходящие в неспокойное море. Высоко наверху непонятно каким образом к скалам крепятся подобно ласточкиным гнездам монашеские кельи. Смотришь на эту картину и неминуемо задаешься двумя вопросами — как можно было в эти кельи подняться и как там, в принципе, можно жить?
Афонские отшельники, обитающие на Карулье, в прямом смысле отдают себя в руки промысла Божия. Для получения пропитания они периодически спускают вниз при помощи катушек (отсюда и название «Карулья») цепь с прикрепленной к ней корзиной в надежде, что проплывающие мимо моряки положат туда какие-то продукты. Довольно часто, особенно зимой в период штормов, карульским монахам приходится голодать из-за отсутствия кораблей. Тем не менее, большинство карульских келий не пустуют — стремление к отшельническому образу жизни влечет сюда все новых монахов.
В некоторые районы Карульи можно добраться относительно легко. Необходимо всего лишь несколько часов идти по горной дороге. Но есть и такие кельи, куда добраться практически невозможно. Дороги или тропы туда просто нет. Единственным способом попасть в те самые «ласточкины гнезда» являются цепи, прибитые прямо к отвесным скалам. Пройти по этим цепям сложно и с физической, и с психологической точек зрения. Подчас отваживаются на преодоление этого пути только те монахи, которые решили для себя, что обратного пути с Карульи у них не будет.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен