
Фото: Piqsels
Еще в давние времена в Православной Церкви появились люди, которые хотели полностью посвятить себя Богу. Они удалялись в самые труднодоступные места, чтобы там в одиночестве провести жизнь в молитве и посте. Таких людей со временем стали называть монахами. Слово «монах» с греческого переводится как «одинокий». Монашеское одиночество имеет несколько значений. Одиночество для монаха — это и отказ от семейной жизни, и уход от мира. Такое одиночество позволяет монаху постоянно общаться в молитве с Богом.
Монахи до сих пор существуют в Православной Церкви. Особым местом, полностью подчиненным монашеской традиции, считается Святая гора Афон. Афоном называется независимое монашеское государство на севере Греции. Здесь находится двадцать древних монастырей и множество скитов и келий, где трудятся и молятся современные монахи. Насельники Афона делятся на две категории — тех, кто живет в общине в монастыре, и тех, кто хочет более сурового подвига, а потому живет в полном одиночестве где-то среди афонских скал.
Наиболее известным местом проживания афонских отшельников считается Карулья. Карульей называется скалистая местность на юго-западе Афона, где в течение веков в крайне суровых условиях живут поколения афонских монахов. С греческого языка слово «карулья» переводится как «катушки» или «блоки». Смысл этого названия вполне понимаешь только тогда, когда своими глазами видишь Карулью.
Представьте — перед вами отвесные скалы, прямо уходящие в неспокойное море. Высоко наверху непонятно каким образом к скалам крепятся подобно ласточкиным гнездам монашеские кельи. Смотришь на эту картину и неминуемо задаешься двумя вопросами — как можно было в эти кельи подняться и как там, в принципе, можно жить?
Афонские отшельники, обитающие на Карулье, в прямом смысле отдают себя в руки промысла Божия. Для получения пропитания они периодически спускают вниз при помощи катушек (отсюда и название «Карулья») цепь с прикрепленной к ней корзиной в надежде, что проплывающие мимо моряки положат туда какие-то продукты. Довольно часто, особенно зимой в период штормов, карульским монахам приходится голодать из-за отсутствия кораблей. Тем не менее, большинство карульских келий не пустуют — стремление к отшельническому образу жизни влечет сюда все новых монахов.
В некоторые районы Карульи можно добраться относительно легко. Необходимо всего лишь несколько часов идти по горной дороге. Но есть и такие кельи, куда добраться практически невозможно. Дороги или тропы туда просто нет. Единственным способом попасть в те самые «ласточкины гнезда» являются цепи, прибитые прямо к отвесным скалам. Пройти по этим цепям сложно и с физической, и с психологической точек зрения. Подчас отваживаются на преодоление этого пути только те монахи, которые решили для себя, что обратного пути с Карульи у них не будет.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема