Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33

Мк., XI, 27-33 (прот. Павел Великанов)
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Ключевая тема сегодняшнего чтения — вопрос о власти Иисуса Христа. Только что Он вошёл в притвор храма, где находились столы меновщиков, шла бурная торговля животными для жертвоприношения, торговцы бесстыже завышали цены, пользуясь своим исключительным положением. Спаситель резкими действиями останавливает этот восточный базар и с гневом запрещает превращать храм — дом молитвы — в рынок.
Такого себе ещё не позволял никто: выступить столь откровенно против давних традиций, да ещё и связанных с финансовыми интересами служителей Храма — было равносильно самоубийству. Не ожидавшие такого поведения первосвященники направляются к Иисусу представительной делегацией и осторожно задают вопрос: скажи, а откуда у тебя такие полномочия? на основании чего Ты так себя ведёшь?
Духовные лидеры оказываются в непростой ситуации. С одной стороны, они-то знают, что участь Иисуса уже предрешена: Он должен быть устранён в ближайшее время. Но, с другой стороны, Его почитают в народе за пророка, кто-то даже верит в Его мессианство — может произойти смута и восстание, что совсем не на руку ни духовенству, ни римским властям. Тем более в преддверии Пасхи, когда в Иерусалим стекаются толпы народа. Поэтому задавая свои коварные вопросы, старейшины осторожничают: они аккуратно пытаются выяснить хоть что-нибудь более подробно. Им важно поймать Иисуса на слове, чтобы потом было что предъявить Ему в качестве обвинения. Совсем идеально было бы, если бы Иисус объявил Себя Богом или Мессией — и тогда суд над Ним состоялся бы неотлагательно.
Но прекрасно зная это коварство вопрошателей, Спаситель предлагает им своеобразную игру: а давайте вы Мне сначала ответите, откуда было крещение — от Бога или от людей? Но зачем надо было Христу начинать такую странную игру?
Всё дело в том, что в глазах народа первосвященники, старейшины и книжники были абсолютными духовными авторитетами. К их словам относились со всей серьезностью, их утверждениям верили безусловно. Представить себе, что под этой благочестивой и богобоязненной внешностью скрываются настоящие хищные и коварные волки было практически невозможно. Естественно, духовенство всячески поддерживало и культивировало такое отношение народа к Божьим служителям. Поэтому допустить, что в этом очень корректно заданном вопросе скрывается огромное лукавство, для окружающих было крайне сложно. Старейшины решили сыграть на публике в искренность и прямоту — рассчитывая, что таким образом вынудят Иисуса совершить роковую ошибку. Но Иисус перенаправляет заданные не Им правила игры в обратную сторону. Вы хотите искренности? Прекрасно! Только сначала честно ответьте, за кого вы считаете Иоанна Крестителя — за пророка или за самозванца? Любой прямой ответ оказался бы для законоучителей убийственным и обличительным. Поэтому они, хорошенько подумав, решаются отказаться от какого бы то ни было ответа и говорят: мы не знаем... Услышав такой ответ, и Спаситель говорит: ну тогда и Я вам не скажу, какой властью так поступаю!
Перед нами — великолепный пример, как надо поступать в ситуации манипуляции. По сути, Иисусу было предложено начать оправдываться: иудеи рассчитывали, что где-то в глубине души у Него могло быть чувство вины за такое Своё дерзкое поведение — и зацепившись за него, они смогли бы легко вынудить Его произнести нужное им признание. Но Спаситель совершенно внутренне свободен, и Ему не за что стыдиться или винить Себя: Он не совершил ни разу ни малейшего греха. Поэтому Он так легко выходит из расставленной ловушки, в которую в итоге попадают сами неудачливые «ловцы».
Научи же и нас, Господи, также мудро и просто выходить из ситуаций, когда под видом искренности нам предлагают заранее нечестную игру!