
Фото: Yury Strukau/Unsplash
Современный учёный, доктор исторических наук, профессор МГУ и писатель Дмитрий Володихин признался однажды, что в своих книгах пытается «охранять» историю. Не секрет, что в художественных произведениях даже таких признанных мастеров, как Вальтер Скотт или Дюма, соответствие реальным событиям часто приносилось в жертву затейливым сюжетным перипетиям. Автор нескольких исторических романов, Володихин всегда старался строго следовать исторической правде. Но однажды, решив написать о Москве и скрупулёзно изучая фактологический материал, писатель понял интереснейшую вещь: древнейшая история Белокаменной — не просто совокупность фактов, а настоящий лиричный и поэтический... миф! Первые московские письменные документы — летописи — появились лишь спустя два века после того, как «град Москов» стал заметен на политической карте древней Руси. А это значит, что взгляд на возникновение древнего города на семи холмах уже тогда имел необыкновенную широту и, кто знает, — возможно, даже художественную. На эту любопытную тему Дмитрий Володихин решил поразмышлять в своей книге, которую так и озаглавил: «Московский миф».
Нужно заметить, что слово «миф» здесь не означает «неправда». В большей степени это — указание на уникальную форму исторического материала, который в самый ранний период существования Москвы складывался из древних легенд, былин и сказаний. Вот и своё произведение автор характеризует как «сборник вольных эссе о метафизике Москвы». И вместо традиционного сухого академического повествования читатель вдруг обнаруживает яркие художественные образы! Писатель рисует Москву-личность. Вот она — юная лесная красавица, только что посаженная на трон и побаивающаяся своего нового высокого положения. Вот — княгиня Петровских времён, потягивающая кофе в гостиной на европейский манер выстроенного особняка. Менялось с эпохами лицо Москвы — дородная купчиха, испуганная мещаночка, седая мать, провожающая сыновей на войну...
Но есть у Москвы нечто незыблемое, неколебимое в веках — уверен Дмитрий Володихин. То, что оставит Первопрестольную узнаваемой, даже если бы вдруг исчез метрополитен, Университет, Арбат и даже Кремль. Это — московские монастыри: Данилов, Новодевичий, Спасо-Андроников, Донской. Автор анализирует события истории и приходит к выводу, что не только политическая мудрость московских князей, но и их искренняя вера и следование Евангельским идеалам сыграли ключевую роль в становлении и расцвете Московского княжества.
Взгляд на историю Москвы — от древности и до современности — автор излагает в изящной художественно-повествовательной манере, с юмором, живо и увлекательно. Из той поры, когда на месте Никольской улицы и Ильинки шумела рожь и бегали зайцы до нынешней суеты Площади Трёх вокзалов читатель пройдётся лёгкой походкой. И вместе с автором, Дмитрием Володихиным, почувствует душу Москвы, благодаря которой прекрасный и особенный Московский миф продолжает жить и сегодня.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема