Священник Александр Дьяченко - невероятно популярная на широких просторах Интернета персона. Его блог в Живом Журнале был и остается одним из самых посещаемых. А все потому, что в нем отец Александр не просто выкладывает фотографии и делится личными впечатлениями и мыслями. Вернее, все это он, конечно же, делает, но в необычной форме – он пишет и публикует в блоге свои рассказы, которые сразу же чрезвычайно полюбились многоликому сетевому сообществу. А вскоре привлекли и внимание издателей. Так на свет появилась первая книга отца Александра Дьяченко – сборник рассказов «Плачущий ангел».
Отец Александр неоднократно отмечал, что свои рассказы пишет не для какой-то определенной аудитории, а – для всех без исключения. И это действительно так. Простые, житейские эпизоды, знакомые ситуации и, кажется, предсказуемые поступки героев. Но каждую такую историю священник осмысливает с интересных и порой неожиданных точек зрения.
Увидел он как-то раз собаку, бегущую с зажатой в пасти пивной бутылкой. Большинство из нас просто улыбнулись бы забавной картине. А у отца Александра это зрелище вызвало неподдельную тревогу. Если уж братья наши меньшие выпивать начали, что тогда говорить о нас, людях – с юмором рассуждает он о более чем серьезной проблеме в рассказе «Разговор с собакой».
Покоряет простотой и оставляет ощущение светлой грусти рассказ «Лучшая песня о любви», в котором автор вспоминает печальную и трогательную историю своих знакомых - мужа и жены, русской девушки Алёны и швейцарца Питера, и пишет об их, в прямом смысле слова, любви «до гроба»…
Заглавный рассказ «Плачущий Ангел» - о том, как старушка-псаломщица перед смертью исповедалась батюшке в страшном, по ее мнению, грехе. В голодные военные годы она продавала на железнодорожной станции хлеб едущим на фронт солдатам. То, что она не кормила их тогда бесплатно, всю жизнь было для нее самым большим позором, признаться в котором она смогла только батюшке и только на смертном одре.
И, наконец, добродушно посмеяться над собой автор позволяет читателям в рассказе «Подарок», где увлекательно повествует, как он и еще один уважаемый священнослужитель передаривали друг другу спортивный тренажер.
«Я не писатель, а сельский священник» - говорит о себе отец Александр Дьяченко. Но его удивительно добрые, жизнеутверждающие и понятные каждому рассказы из книги «Плачущий ангел» явно свидетельствует о том, что одно другому нисколько не мешает.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.