Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12 (прот. Павел Великанов)
Magi-rembrandt

Поклонение Волхвов. Рембрандт.

Мф., 3 зач., II, 1-12 (прот. Павел Великанов)

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Праздничное Евангелие Рождества Христова рассказывает нам о появлении волхвов в Иерусалиме, беспокойстве Ирода по поводу возможного политического конкурента, а также о встрече волхвов и святого семейства с новорожденным Иисусом.

Почему именно этот евангельский эпизод стал праздничным чтением? Дело в том, что приход в этот мир Сына Божия был настолько неординарным — что без внешнего авторитетного подтверждения едва ли кто-то поверил бы в саму возможность подобного сценария. Ещё бы: весь еврейский народ, утомлённый римским игом и множеством восстаний под предводительством лжемессий, ожидает рождения Царя Освободителя, яркого национального лидера. Представить себе, что именно он рождается в хлеву, от никому не известной Девы Марии, в семье бедного плотника — это уже как-то слишком. Поступок волхвов — вполне в логике того времени: где же ещё должен был родиться Царь, как не при царском дворе — куда они и прибыли вместе со своей большой свитой! Каково же было их изумление, когда выяснилось, что там нет никакого новорожденного Младенца — и звезда позвала их дальше в путь, пока они не встретили святое семейство в Вифлееме.

О чем говорят дары, которые вручили волхвы Новорожденному Иисусу? Они говорят о высоком статусе пришедших. Из текста Евангелия следует, что их появление в Иерусалиме всполошило весь город: судя по всему, они появились с пышной свитой и богатым караваном — что, конечно же, не могло остаться незамеченным. Святитель Иоанн Златоуст, как и блаженный Августин, считали, что их было вовсе не трое — а двенадцать. Этой же традиции придерживаются и древние восточные Церкви. То есть, это было достаточно представительное посольство.

Кто по религиозной принадлежности были волхвы — так и остаётся загадкой. Есть предположения, что волхвы были скорее всего персидские жрецы-зороастрийцы, либо вавилонские жрецы-астрологи. Иудеи относились к зороастризму с большим уважением, нежели чем к другим языческим верованиям — именно по причине изначального монотеизма этой веры.

О чем же говорит это неожиданное появление волхвов в Иудее? О том, что Рождение Иисуса — это событие мирового масштаба. В мир приходит Бог в человеческой плоти. Об этом ещё никто толком ничего не знает — но всем уже очень интересно, что же будет с этим удивительным Младенцем? В Своём Рождестве Бог покрывает Своё величие безграничной кротостью и смирением. Он не противопоставляет Себя простым людям. Он входит в жизнь бедной семьи плотника — и не гнушается простотой быта и обычаев.

Рождество Христово — один из самых радостных праздников. В том числе и потому, что нам открывается потрясающее качество Бога: нелицеприятность. Оказывается, для Него одинаково дорог и нищий — и богатый, и знатный — и ничем не выдающийся человек. Воплощение Сына Божия освящает природу любого человека. Никто теперь не может сказать, какой я плохой, неудачный, ущербный — ведь каждый из нас носит ту же самую «человечность», с которой захотел соединиться Сам Бог!

Рождество — это прежде всего праздник торжества человеческой природы. Отныне Бог и Человек — неразлучны. В Иисусе Христе божественная и человеческая природа соединились навсегда. И с этого момента человек — это действительно звучит гордо. Но не потому, что мы сами так решили. А только потому, что так решил Бог.

Давайте же, дорогие братья и сестры, в эти радостные дни Рождественских торжеств, учиться дорожить друг другом, видеть в каждом встречном не «кожу и кости», а тот драгоценный сосуд, который оказался уникальным во всём мироздании для того, чтобы вместить в себя Невместимого — Творца и Бога!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!