Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44

Лк., 102 зач., XX, 27-44 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что мало кто из наших современников сможет своими словами воспроизвести изящные аргументы Христа в защиту всеобщего воскресения. А если и получится это сделать, то вряд ли они покажутся убедительными современному оппоненту. Ведь аргумент, по сути, один: мёртвые воскреснут, потому что Моисей называет Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова, а к моменту произнесения этих слов праотцы мертвы, следовательно, они воскреснут, так как у мёртвых не может быть Бога. Что делать с этим аргументом в обществе, которое не знает и не стремится знать ни Авраама, ни Исаака, ни Иакова? Ведь получается рекурсия: Священное Писание говорит, что мёртвые воскреснут потому что так говорит Священное Писание в другом месте. Довольно хлипкий, по современным меркам, аргумент. И он явно не применим в научной дискуссии. Но дело тут в том, что никто из участников сегодняшней евангельской беседы и не пытался вести научный спор. Для саддукеев Священное Писание не было объектом научного изучения. Оно было для них, с одной стороны, объектом веры, а с другой — документальным свидетельством личной истории, по отношению к которому израильтяне не чувствовали какого-либо разрыва. Оно было частью жизни. Точно таким же, каким, к примеру, для нас является Великая Отечественная война. Мы сами не были ее участниками и свидетелями, но мы знаем тех, кто там воевал. Несмотря на отсутствие личного опыта только безумец сегодня станет отрицать реальность той войны. И реальность подвига людей, имена которых мы знаем. Для разговора о войне вовсе нет необходимости придерживаться строгого научного подхода. Чем-то подобным для саддукеев были истории про Авраама и его ближайших потомков. Это были те люди, к которым каждый из саддукеев, как и вообще любой израильтянин того времени, мог возвести свой род. Они были прямыми потомками Авраама и знали о нем много больше того, что сказано на страницах книги Бытия. Для них аргумент Христа не был оторван от реальности. Именно поэтому саддукеи согласились со словами Спасителя и одобрили их. Есть и ещё один важный факт, который помог им понять слова Христа. Он связан с пониманием смерти. Для нас слова Христа «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых» мало чего в себе несут. Они вызывают вопрос: а что мешает быть Богу Богом мёртвых? Быть Богом когда-то живших людей? Эти вопросы невозможны для собеседников Христа. Для них смерть — это, в-первую очередь, разрыв с Богом, невозможность общения с Ним. Нельзя сказать о Боге, что Он чей-то, если нет с Ним живого общения. Именно поэтому Моисей говорит, не «был Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова», а Бог Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, то есть тот Бог, с Которым и поныне пребывают в общении эти великие праведники прошлого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!