
Фото: Brett Johnson/Unsplash
Двадцатого июля тысяча восемьсот семьдесят пятого года в далёкой Греции, на Святой горе Афон, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре совершался чин поставления в игумены. А в это же время в Успенской церкви города Тулы семья купцов Сушкиных горячо молилась, прося у Господа здравия для афонского монаха Макария. Так звали посвящаемого в игумены, и Сушкиным он был не чужим — Ивану Денисовичу, главе купеческого семейства, монах приходился сыном; Василию Ивановичу, Ивану Ивановичу и Петру Ивановичу — родным братом.
То, что их ближайший родственник стал игуменом монастыря на Афоне, было для глубоко верующих Сушкиных очень важным событием, на которое они, как и подобает христианам, немедленно откликнулись щедрыми пожертвованиями. В том же году Иван Денисович выкупил на Никольской улице в Москве большой участок, где вскоре на его средства была возведена часовня во имя Великомученика и Целителя Пантелеимона. Ещё один участок Иван Денисович приобрёл на улице Большая Полянка — через несколько лет на нём выросло Афонское Свято-Пантелеимоновское подворье.
Строительство церквей, поддержка храмов и монастырей, помощь сиротам и обездоленным были для Сушкиных не менее важной частью жизни, чем их коммерческая деятельность. А по сути, даже бизнес свой они построили так, чтобы он работал на благо ближних. В тысяча восемьсот семьдесят первом году Иван Денисович Сушкин вместе с сыновьями учредил в Туле с помощью собственного капитала Общественный банк. Его система была устроена так, что определенный процент со всех вкладов ежемесячно шёл на содержание городских приютов, пособия беднякам, стипендии для бедных учащихся и студентов, пожертвования церквям.
В этом же году Пётр и Иван Сушкины открыли в городе странноприимный дом для неимущих паломников, выделив на это немалую по тем временам сумму — пятнадцать тысяч рублей. Столько же пожертвовали они на содержание Петровской богадельни.
Сушкины были активными членами тульского общества «Милосердие». Причём, не просто числились в списках, выплачивая обязательные взносы, а по-настоящему участвовали в делах этой крупной благотворительной организации. Пётр и Андрей лично инспектировали городские больницы, приюты и училища, чтобы выяснить, в чём нуждаются эти учреждения, а затем оказывали соответствующую финансовую помощь. В своей торговой конторе они принимали людей с прошениями, и на каждое обязательно откликались. Большое пожертвования братья Сушкины сделали обществу «Милосердие» на приобретение бесплатных квартир для размещения бедняков, не имеющих собственного крова. Они участвовали в закупках хлеба для раздачи нищим, на Пасху и Рождество финансировали бесплатные праздничные обеды, которое общество организовывало для неимущих граждан, обеспечивали приданным девиц из бедных семейств, оплачивали тяжелобольным необходимое лечение.
Одним словом, неудивительно, что первый игумен русской обители на Афоне, а впоследствии известный афонский старец Макарий (Сушкин) произошёл именно из этой милосердной, чтящей Божьи заповеди о любви к ближнему, семьи.
Твёрдая вера помогла Сушкиным перенести нелёгкое испытание — в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году, на фоне всеобщего экономического спада, Общественный банк Сушкиных разорился. Семейство было вынуждено в буквальном смысле начинать всё с нуля. Но и обедневшие, Сушкины никогда не отказывали голодному в куске хлеба, бесприютному — в ночлеге. Такими — милосердными и чуткими, невзирая на жизненные обстоятельства, — и сохранила их история для потомков.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер