Двадцатого июля тысяча восемьсот семьдесят пятого года в далёкой Греции, на Святой горе Афон, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре совершался чин поставления в игумены. А в это же время в Успенской церкви города Тулы семья купцов Сушкиных горячо молилась, прося у Господа здравия для афонского монаха Макария. Так звали посвящаемого в игумены, и Сушкиным он был не чужим — Ивану Денисовичу, главе купеческого семейства, монах приходился сыном; Василию Ивановичу, Ивану Ивановичу и Петру Ивановичу — родным братом.
То, что их ближайший родственник стал игуменом монастыря на Афоне, было для глубоко верующих Сушкиных очень важным событием, на которое они, как и подобает христианам, немедленно откликнулись щедрыми пожертвованиями. В том же году Иван Денисович выкупил на Никольской улице в Москве большой участок, где вскоре на его средства была возведена часовня во имя Великомученика и Целителя Пантелеимона. Ещё один участок Иван Денисович приобрёл на улице Большая Полянка — через несколько лет на нём выросло Афонское Свято-Пантелеимоновское подворье.
Строительство церквей, поддержка храмов и монастырей, помощь сиротам и обездоленным были для Сушкиных не менее важной частью жизни, чем их коммерческая деятельность. А по сути, даже бизнес свой они построили так, чтобы он работал на благо ближних. В тысяча восемьсот семьдесят первом году Иван Денисович Сушкин вместе с сыновьями учредил в Туле с помощью собственного капитала Общественный банк. Его система была устроена так, что определенный процент со всех вкладов ежемесячно шёл на содержание городских приютов, пособия беднякам, стипендии для бедных учащихся и студентов, пожертвования церквям.
В этом же году Пётр и Иван Сушкины открыли в городе странноприимный дом для неимущих паломников, выделив на это немалую по тем временам сумму — пятнадцать тысяч рублей. Столько же пожертвовали они на содержание Петровской богадельни.
Сушкины были активными членами тульского общества «Милосердие». Причём, не просто числились в списках, выплачивая обязательные взносы, а по-настоящему участвовали в делах этой крупной благотворительной организации. Пётр и Андрей лично инспектировали городские больницы, приюты и училища, чтобы выяснить, в чём нуждаются эти учреждения, а затем оказывали соответствующую финансовую помощь. В своей торговой конторе они принимали людей с прошениями, и на каждое обязательно откликались. Большое пожертвования братья Сушкины сделали обществу «Милосердие» на приобретение бесплатных квартир для размещения бедняков, не имеющих собственного крова. Они участвовали в закупках хлеба для раздачи нищим, на Пасху и Рождество финансировали бесплатные праздничные обеды, которое общество организовывало для неимущих граждан, обеспечивали приданным девиц из бедных семейств, оплачивали тяжелобольным необходимое лечение.
Одним словом, неудивительно, что первый игумен русской обители на Афоне, а впоследствии известный афонский старец Макарий (Сушкин) произошёл именно из этой милосердной, чтящей Божьи заповеди о любви к ближнему, семьи.
Твёрдая вера помогла Сушкиным перенести нелёгкое испытание — в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году, на фоне всеобщего экономического спада, Общественный банк Сушкиных разорился. Семейство было вынуждено в буквальном смысле начинать всё с нуля. Но и обедневшие, Сушкины никогда не отказывали голодному в куске хлеба, бесприютному — в ночлеге. Такими — милосердными и чуткими, невзирая на жизненные обстоятельства, — и сохранила их история для потомков.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема