8 декабря 1955 г. Парламентская ассамблея Совета Европы утвердила официальный флаг этой организации, впоследствии перешедший по наследству к Евросоюзу
Флаг представляет собой голубое прямоугольное полотнище (с соотношением сторон 2:3), в центре которого изображены 12 пятиконечных золотых звезд, расположенные по кругу, аналогично цифрам на циферблате часов. В конкурсе на лучший проект знамени участвовали сотни художников. Победил чиновник из аппарата Совета Европы Арсен Хейтц, который и предложил всем нам знакомый вариант — звезды на голубом.
В официальном разъяснении, которое было выпущено тогда же, в 1955 году, говорилось, что звезды символизируют народы Европы, а также знаки зодиака. Но в конце 1990-х годов Хейтц признался, что он просто срисовал свой флаг с иконы Богоматери со звездным венцом на голубом фоне. Это было воспринято с некоторым раздражением — ведь конфессиональная нейтральность Евросоюза этим ставилась под вопрос.
Но менять флаг было уже поздно — и на флаге Евросоюза остался венец Богоматери, упомянутый в Библии, в Откровении Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1) Впрочем, трудно себе представить, что все это время никто не догадывался о происхождении этого символа — 12 золотых звезд на синем фоне немедленно напоминали и это место Писания, и знакомые каждому европейцу образы Богоматери. Как и само библейское число 12 — 12 Ветхозаветных Патриархов, 12 Апостолов, 12 ворот Небесного Иерусалима.
Люди начали беспокоиться о «конфессиональной нейтральности» относительно недавно, вернее, эта самая «нейтральность» превратилась в предлог для того, чтобы отрицать очевидное — европейская цивилизация есть цивилизация христианская. У нее есть вполне определенная религиозная идентичность. Это цивилизация, созданная римским законом, греческой мыслью — но, более всего, библейским откровением.
В истории вообще не существует «конфессионально нейтральных» цивилизаций. Почему же в нынешних европейских структурах пытаются это отрицать? Почему в 2003 году Европарламент отказался внести в проект конституции единой Европы упоминание о христианских корнях европейской культуры?
За этим стоит определенная мировоззренческая традиция, восходящая к эпохе Просвещения — люди верят, что религия есть источник разделений между людьми, и грядущий мир процветания, братства и свободы можно будет построить только выдавив веру из общественной жизни.
Это все мы проходили, это все нам задавали — можем сказать мы, жители бывшего СССР.
Мы уже строили у себя утопическое царство справедливости без Бога. Но увы, нас не услышат.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема