Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

Сквозная тема сегодняшнего чтения – это вера. Евангелист Лука вплетает рассказ об исцелении кровоточивой внутрь повествования о воскрешении дочери Иаира – и это совсем не случайно. Мы помним, как в случае со слугой капернаумского сотника не потребовалось даже отправляться к нему домой – достаточно было одного слова Иисуса, чтобы слуга тотчас поправился. Но Иаир, хоть и по своему статусу начальника синагоги должен был быть крепким в вере – в действительности оказался весьма слаб. Поэтому лишь только услышав о просьбе Иаира придти к нему в дом – Спаситель без лишних слов отправляется. Он не увещевает, не укоряет Иаира за его маловерие, не пытается спровоцировать его к большей вере – просто идёт за ним.
Неожиданная помеха на пути, остановка, выяснение, что и почему произошло – всё это, казалось бы, не могло не вызвать раздражение у Иаира. Однако слова Христа к исцелённой женщине – «иди с миром, вера твоя спасла тебя!» – приоткрывают для Иаира новое измерение. Оказывается, можно даже не декларировать своей веры окружающим – но от этого она не становится менее действенной. И в этот момент на Иаира обрушивается страшная новость: всё, твоя дочь – мертва. Закончилась её история. Возврата нет. Все и без того слабые подпорки мигом развалились. Но рядом – Иисус, Который тотчас протягивает Свою руку, чтобы Иаир не рухнул совсем: не бойся, только веруй, и спасена будет. И дальше – Иаир перед лицом трагедии всей жизни получает совершенно новый, неведомый ему опыт жизни по вере, движения по тонкой, невидимой ниточке веры над пропастью реальности. Вокруг близкие нервно смеются в лицо Иисусу, Который говорит: она не мертва, но спит. Окружающие уже поверили в то, что ребёнок – мёртв. Лишь только два человека во всей Вселенной так сильно любят эту двенадцатилетнюю девочку, что их любовь оказываются сильнее смерти – это Иисус и отец отроковицы, Иаир. Такой силы любовь не допускает исчезновения любимой – даже когда все вокруг уже смирились с очевидностью смерти. Иисус делает то, что многократно делал Иаир здесь, в этой комнате, когда приходил будить свою ненаглядную дочь. «Давай, вставай! Хватит спать!» И так же, как обычно, она открывает свои глаза, поднимается – и с недоумением смотрит на окружающих.
Произошло бы это так, если бы у Иаира не хватило веры? Если бы он поверил не Иисусу, а окружающим? Если бы он включил на полную мощь свой интеллект и объективный взгляд на вещи? Конечно же, нет! Подвиг веры Иаира заключался в том, что впервые в жизни перед лицом смерти он разрешил себе любить свою дочь несмотря ни на что: доводы рассудка, смех родных, видимость её тела как трупа. Именно эта любовь и стала почвой для его веры, которая проросла с такой силой, что даже смерть вынуждена была отступить. Не только потому, что рядом с постелью девочки – Сам Сын Божий, но и потому, что теперь любовь отца – стала настоящей.
Мы часто молимся Богу о том, чтобы скорби и болезни, неприятности и горе обошли нас стороной. И это – вполне объяснимо. Но не надо забывать и о том, что только через преодоление кризисов наша вера может прорастать в иное качество. И если смотреть на проблемы не как на «проклятия», а как на ниспосылаемые свыше «возможности» для упражнения нашей веры – жизнь приобретает совсем другой колорит!