Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 22-24

Лк., 52 зач., X, 22-24 (прот. Павел Великанов)
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Любой здравомыслящий человек когда-нибудь задавался вопросом: а насколько наши представления о Боге – адекватны? Как понять, где в религии – Божья правда, а где – человеческие вымыслы? Для кого-то такие вопросы в принципе неприемлемы, потому что заставляют ходить ходуном казавшиеся незыблемыми положения веры. Для другого – прекрасное оправдание глубоко зреющего отторжения религии как пространства, в котором жизнь приходится существенно менять, чего очень не хочется. Но всегда были и по сей день остаются люди, которые искренне хотели бы понять: как отделить в религии Божественное от наносного, человеческого?
И сегодняшнее Евангелие предлагаем нам ответ. У нас, христиан, есть совершенно точный «слепок» Бога – или, можно сказать, Его «отражение», доступное нашему глазу – это Спаситель, Иисус Христос, Сын Божий. Как и в обычной человеческой жизни, глядя на сына, можно очень многое понять о его родителях, о семье, об их нравственных устоях, об уровне культуры – точно также имея перед своим взором Иисуса Христа, описанного евангелистами, мы можем получить достаточно точное представление о том, Каков же Тот Самый Бог, Который и есть Отец Иисуса Христа.
Почему это так важно? Да потому, что каждый из нас, волей или неволей, всегда создаёт определённый образ Бога – по своему собственному «образу и подобию». Жёсткий, категоричный, неуступчивый человек в первую очередь увидит в Боге – Неподкупного Судию, потому что это для него близко и понятно. Слабый, безвольный, изнеженный будет смотреть на Бога как на прежде всего источник прощения и милости. Активный деятель будет вдохновляться Богом как образцом безграничной креативности и неутомимой энергии в творении. Хотим мы этого или не хотим, но мы неизбежно проецируем на Бога самих себя, причём зачастую такие свои стороны, о которых даже боимся размышлять.
И только христианство имеет какую-то просто невообразимую дерзость утверждать: у нас есть полноценное откровение Бога о Самом Себе. Причем это откровение – не в виде закаченной на террабайтную флеш-карту совершенно секретной информации, или в виде многостраничной книги, или какой-то сложной, открывающейся только в состоянии изменённого сознания медитативной картины. Это Откровение – Христос, Тот Самый, Которого знали апостолы, Которого убили иудейские религиозные элиты, Который воскрес из мёртвых и являлся множеству учеников. Тот Самый Христос, Который по сей день пребывает в основанной Им Церкви, когда его новые ученики живут по Его заповедям, и становятся Его руками, Его ногами, когда делают то, что Он от них хотел бы. Реальность присутствия Христа в Его Церкви – это самое главное доказательство истинности христианского вероучения. Ведь можно много наговорить правильных и красивых слов – но только конкретные поступки, дела, подтверждают – или, напротив, опровергают нашу веру.
У нас есть возможность каждый день проверять, насколько Бог, Которому мы служим – плод нашего воображения или же на самом деле Сущий. Читая Евангелие, проникаясь духом богослужения, участвуя в Таинства Церкви, совершая добрые дела мы неизбежно прикасаемся тем или иным образом ко Христу. И совершенно не факт, что это прикосновение – всегда приятное. Оно может быть и обжигающим – но может оказаться и отрезвляющим, успокаивающим. Оно всегда непредсказуемо – и в этой непрогнозируемости Его, Божьего ответа – главная гарантия того, что мы служим не собственной иллюзии, но объективном Сущему Богу!