Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день мы снова предстоим вместе с апостолами перед Распятым Спасителем, и слышим слова евангелистов, описывающих последние часы земной жизни Иисуса.
Не сразу крест как таковой стал основным отличительным знаком христиан. Потребовалось достаточно времени, чтобы через осмысление всего происшедшего выкристаллизировался этот главный идентификатор христианства — крест с распятым на нём Спасителем мира. Давайте попробуем хотя бы немного внимательнее всмотреться, а что же на самом деле мы декларируем — когда осеняем себя крестным знамением, надеваем на шею нательный крестик, изображаем крест или его целуем?
Конечно, можно сказать, что тем самым мы декларируем, что мы — христиане. Да, есть и такая сторона. Иногда она может оказаться очень важной — вплоть до цены жизни. Как это случалось с мучениками и исповедниками — когда отказ от креста был равносилен отречению от Христа. Но если мы находимся не во враждебной среде, и нас никто не принуждает к отречению — наверное, смысл не только в этом.
Можно увидеть в кресте символ победы над диаволом, грехом и смертью. Тогда логичен вопрос: а почему крест — а не изображение Воскресшего Христа?
А можно всмотреться в крест и увидеть в нём первооснову всего бытия: крест — это образ присутствия Бога в сотворённом Им мире. Есть такой красивый рассказ о предвечном совете Пресвятой Троицы: Бог Отец говорит Сыну: «Создадим мир!» и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». "Да будет так!«— говорит Сын...
Ещё до создания мира Бог уже знал, какова будет цена самой возможности человеку быть свободным и счастливым: Бог, ставший смертным человеком, чтобы быть мучительно убитым на Кресте. Предел жертвенной любви. Полная, абсолютная отдача Себя — ради других. Умереть Самому — чтобы остальные получили антидот бессмертия.
И если смотреть на крест через такую призму — то прежде чем размашисто махать рукой, хорошенько задумаешься. Ведь это не какая-то «магия креста», автоматически отгоняющая зло и привлекающая добро. Всякий раз, налагая на себя крестное знамение, мы обличаем себя: мы примеряем на себя Его отношение к нам — и тем самым задаём вопрос — а я — хотя бы в тысячной доле — так умею любить? Бескорыстно? Безусловно? Без задней мысли «попользоваться» хоть чем-то?
И если наш честный ответ будет — «увы, нет!» — само по себе крестное знамение так и останется лишь внешней декларацией нашего вероисповедания, не дав нам прикоснуться к базовой тайне бытия — Крестной любви Божией. И не только прикоснуться — но и получить от неё мощный, живительный импульс жизни.
Научи же нас, Господи, не только устами и руками почитать Твой Честной Крест — но и быть живыми продолжателями дела Твоей Крестной любви в этом мире!