Когда человек оказывается за границей, даже если он прилично знает язык, на котором там говорят, его сразу выдает акцент. Он может выглядеть и одеваться совсем как местный, но, стоит ему открыть рот и заговорить, все сразу признают в нем иностранца, более того, многие даже догадываются, откуда он прибыл и какой язык у него родной.
Христианин — гражданин Небесного Иерусалима, и его должен выдавать небесный акцент в его речи. Его слова и выражение лица должны свидетельствовать, что он — не отсюда.
Речь не идет о чем-то искусственном или наигранном. Речь идет о такой просто вещи, как вежливость. В интернете, где встречаются незнакомые люди, которые никак друг от друга не зависят, а вероятность быть побитым за злые слова невелика, уровень грубости и хамства значительно выше, чем в реальном мире. И тут христиане должны выделяться — кроткой, уважительной, вежливой речью.
Компьютер, подключенный к сети, это усилитель языка — то, что мы хотим сказать, может быть воспринято множеством людей по всему миру. И к нему относится все то, что Писание говорит о языке — а говорит оно много. Слово является могущественным орудием спасения — или погибели. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» — говорит Господь.
Но слово Божие не только предостерегает — оно дает и положительные указания, как нам следует говорить. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
С чего тут начать? Прежде всего, с решения — да, я намерен повиноваться Богу в этом вопросе. Часто бывает, что человек, теоретически, христианин, но полагает, что заповеди Божии написаны не для него — или не для тех обстоятельств, в которых он сейчас находится. Поэтому все начинается с решения — да, я намерен повиноваться Богу в этом вопросе, как и во всех остальных.
Второе — с выработки определенного навыка, привычки ставить себе вопрос «зачем я это говорю (или делаю)?». Чего я хочу добиться? В чем убедить собеседника? Какие плоды я думаю принести словами себе и другим? Если ожидаемый плод — это только гнев и раздражение, не лучше ли промолчать? А уж если говорить — то так, чтобы акцент выдавал в нас граждан Небесного Иерусалима.
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница