Дионисий стоял на скале Ареопага и обозревал Афины. Внизу, на рыночной площади, толпились люди. «Словно муравьи, — подумал философ, — Каждому кажется, что дела его важны, но чего стоит вся эта суета? Беги, или сиди на месте — а конец человеческой жизни один. И равнодушно возвышаются над людскими заботами олимпийские боги». Дионисий взглянул в сторону Акрополя, на бесчисленные статуи Афины и Зевса, Диониса и Посейдона — такие привычные и такие безучастные.
Дионисия считали успешным человеком. Родившись в состоятельной семье, он получил достойное образование. Затем изучал астрономию в египетском Гелиополе — городе солнца. Много звездных тайн открылось философу на чужбине. Но одно небесное явление, свидетелем которого он стал, так и не нашло объяснения. Однажды среди белого дня вдруг стало темно, как ночью. Солнце померкло, и с неба повеяло холодом — как будто жизнь покидала вселенную. В страхе Дионисий воскликнул.
Дионисий Ареопагит:
Это не просто затмение солнца — это знамение свыше! Мир подходит к концу, или его Создатель страждет в кромешной тьме?
Напрасно Дионисий искал ответ на этот вопрос у жрецов и астрологов. Прошло много лет, а философу все казалось, что таинственное затмение связано с его собственной жизнью. Но вот как?
Дионисий прочитал сотни книг, стяжал глубокую мудрость и стал одним самых уважаемых людей в Афинах. Его выбрали в высший орган власти — Ареопаг. На скале, где собирались ареопагиты, не только решались судебные и экономические вопросы, но и проходили диспуты на вечные темы. Философы рассуждали о том, как следует жить, чтобы смерть не довлела вечной угрозой над радостью бытия. Дионисий вслушивался в речи, но все рассуждения казались ему бесплодными.
Вдруг по ступеням ареопага стремительно взошел невысокий человек с тёмными живыми глазами — как видно, иудей. «Говори, Павел! Объясни нам, что за вероучение ты проповедуешь!», — раздались со всех сторон одобрительные голоса. И гость не заставил себя долго упрашивать.
Апостол Павел:
Афиняне! Я вижу, что вы люди набожные. Осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, посвященный Неведомому Богу. Этого Бога, которого вы, не зная, почитаете, я и проповедаю вам. Это Творец неба, земли, и всего, что живет на ней. Статуи в акрополе — это только изваяния из золота, серебра и камня, они созданы людьми. А Господь сам дает дыхание всему живому и не нуждается в творении человеческих рук. Став человеком, Он двадцать лет назад был распят на Кресте в Иерусалиме,чтобы выкупить нас из плена греха и смерти и Воскрес из мёртвых.
Благую весть о Воскресении афиняне встретили насмешками. Апостол, доброжелательно поклонившись, покинул Ареопаг.
Дионисия взволновали слова приезжего. Гость сказал, что Распятие Бога произошло двадцать лет назад — а значит, как раз в то время, когда он наблюдал необычайное затмение солнца! А Иудея — это же совсем рядом с Египтом. Неужели?.. Дионисий бросился догонять Павла.
Дионисий Ареопагит:
Постой, незнакомец! Мое сердце отозвалось на твой рассказ о Боге. Скажи еще лишь одно — не происходило ли в природе чего-нибудь необычного, когда Он страдал на Кресте?
Апостол Павел:
Когда Господь испустил дух, солнце померкло, и в полдень стало темнее, чем ночью.
Дионисий Ареопагит:
Теперь я знаю, что ты говоришь правду — я видел это затмение! Открой мне имя Бога, и научи служить Ему!
Апостол Павел:
Имя Его — Иисус Христос. Пойдем со мной, ареопагит, я расскажу тебе о Спасителе!
Дионисий принял Крещение и стал первым епископом Афин. Проповедуя Евангелие в Лютеции Галлийской — там, где ныне шумит Париж, он был схвачен гонителями христиан. Правитель галлов, язычник Сисиний, под страхом смерти убеждал святого отречься от Христа. «Как я могу отказаться от Бога, в чьих руках свет и жизнь? Кто отвернется от бесконечного источника радости?» — с этими словами Дионисий шагнул навстречу палачу и предал душу Господу.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.