У моей подруги есть конь. Его зовут Пьеро, он живет в конюшне и должен сам себя кормить. Делает он это как все кони: учит детей и взрослых на нем кататься. То есть учит их конечно тренер, а Пьеро просто выполняет свою работу. Зато у этого большого красивого животного имеется не только поле для езды, но и поле для психологических исследований на человеческие темы.
Вот приходит няня, приведя за руку двух подрастающих деток. Урок сейчас начнется. Пьеро нетерпеливо мнется на ипподроме – он любит деток. Детки хотят сока. Буфет в другой части здания. Потом, вместо сока они хотят кислородный коктейль – это еще минут десять. К коктейлю неплохо раздобыть шоколадку. Конь удивленно смотрит на хозяйку. Когда пол-урока проходит, и подруга,выходя из терпения, спрашивает, не зря ли детки приехали, они неожиданно объявляют, что лучше бы сегодня были танцы. Потому что эта лошадь пахнет лошадью. Танцы – это в другом месте совсем! – сердито говорит подруга. И уводит Петра. Няня на память снимает деток с конем на айфон и платит за урок. Я больше никогда не приглашу детей, которые не любят животных! – чуть не плачет подруга.Я спрашиваю: «Но зачем они приходят к тебе? В крагах, перчатках, шлемах, купленных за большие деньги?»«Потому что урок довольно дорого стоит.»Объясняет она. И именно поэтому урок верховой езды так ценен.
Подруга, которая любит своего коня, очень не любит всякие расхожие мнения о престижности, клише, что верховая езда – это круто, а Пьеро – это такая дорогая штучка. Такое отношение - это не живое общение с конем. Это пошлость. Заставляющая деток в дорогущей экипировке ехать на ипподром. Это именно то, с чем работает реклама. Помните, Ведь вы этого достойны!?
Меня в свое время поразили слова, сказанные любимым писателем Набоковым, в его лекции о пошлости.
“К примеру, в домепоявилсярадиоприемникилителевизор (машина, холодильник, посуда — все что угодно). Их только что доставили из магазина. От удовольствия, мать всплескивает руками, возбужденные дети толпятся вокруг, младшенький вместе с собакой тянется к тому месту, куда водрузили Идола, даже бабушка со всеми своими лучистыми морщинками виднеется где-то на заднем плане, а в стороне от всех, заложив большие пальцы в проймы жилета, с победоносным видом высится Отец, он же Папаша, он же Горделивый Даритель.
…Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придает блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя. Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, не в том, что игра чувств ведется по законам буржуазного общества; нет, самое забавное, что это — теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование в тайне не верят ни продавцы, ни покупатели…”
Так считал Набоков.
Пример прекрасного коня моей подруги навел меня на эти невеселые мысли. Престижные школы, кружки, ВУЗы, кони! Верим ли мы и правда, что можем купить детям престижное счастье?
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.