У нас в гостях был настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково иеромонах Сергий (Филиппов).
Мы говорили о жизни и укладе монастырского подворья, о ежегодном сельскохозяйственном фестивале в Сумароково и о его участниках.
В. Емельянов
– Здравствуйте, это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов...
А. Пичугин
– Алексей Пичугин. Здравствуйте.
В. Емельянов
– И наш сегодняшний гость и собеседник, иеромонах Сергий, настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково. Здравствуйте, отец Сергий.
Иеромонах Сергий
– Добрый вечер.
А. Пичугин
– Здравствуйте.
В. Емельянов
– Мы чуть больше года назад уже встречались в этой студии с вами. И тогда шел разговор о жизни монастырского подворья и о фестивале, который ежегодно проводится на нем. Хотелось бы узнать, что изменилось с того времени, какие события произошли. И уже дальше будем говорить подробно о подготовке к фестивалю, о том, кто будет там участвовать.
Иеромонах Сергий
– Ну, с одной стороны, год для жизни монастыря это мало, а с другой стороны, очень много. И, наверное, событий тоже очень много произошло.
В. Емельянов
– А почему год для монастыря это мало?
Иеромонах Сергий
– Ну потому что если брать и вообще историю Новоспасского монастыря, то это уже, наверное, 700 лет. Поэтому, что такое год.
В. Емельянов
– Нет, ну я имею в виду, сегодня, сейчас, да.
Иеромонах Сергий
– Ну для подворья, которое существует всего чуть больше трех лет, конечно, год это уже треть жизни. И, конечно, много событий произошло, многое что-то удалось реализовать, какие-то планы, что-то не удалось реализовать. Есть какие-то новые проекты, к которым мы готовы приступить или приступили. Поэтому, конечно, с удовольствием расскажу. Жизнь на подворье, я всегда говорю, что задача любого монастыря это, конечно, монашеская жизнь. А для монашества что главное – это труд и молитва. Поэтому этому режиму и посвящена жизнь и на подворье монастыря. Хотя мы в прошлый раз говорили, что подворья создаются с разными целями. Бывает, и сельские в городах создают подворья, бывает, городские монастыри на селе создают, тогда совершенно другие функции. У нас подворье городского монастыря на селе, и поэтому есть свои задачи и цели. Вот за год, с беседы прошлого августа у нас...
А. Пичугин
– Ну да мы с вами еще весной встречались.
Иеромонах Сергий
– Весной встречались. Ну вот за год у нас прибавилось на подворье насельников.
А. Пичугин
– И сколько теперь?
Иеромонах Сергий
– Теперь я как настоятель, иеромонах, есть один послушник, Сергий Стрельников, и один из братий монастыря, он почил и пребывает на нашем монастырском кладбище, то есть он открыл...
А. Пичугин
– А, то есть кладбище у вас, наконец...
Иеромонах Сергий
– Монастырское кладбище, да. Иеросхимонах Ермоген, он был духовником монастыря. Ну и вот такое изменение за этот год. Трудники у нас, есть уже, костяк сложился тех людей, которые уже больше года пребывают на подворье, трудятся. Это очень радует. Потому что ну всегда люди приезжают, и бывает большая текучесть. Кто-то, допустим, не представляет, а куда он попал, что такое монастырь. И люди, бывает так, я всегда, когда звонят и спрашивают благословение на приезд, я спрашиваю, а вообще церковный человек. Потому что, бывает, люди не имеют понятия ни о церковной жизни, ни о Церкви, ни о таинствах.
А. Пичугин
– А для чего они приезжают?
В. Емельянов
– Да, что ими движет в таком случае?
Иеромонах Сергий
– Ну вот разные есть причины. Кто-то в каких-то трудных жизненных ситуациях пытается, может быть, найти себя или думает, что в монастыре легче будет и каких-то обстоятельств избежать.
В. Емельянов
– Ну вы бы сказали сразу, что это большое заблуждение.
Иеромонах Сергий
– Ну я да, я предупреждаю, наоборот говорю, что мы подворье монастыря, это большой труд, и в первую очередь, над собой. Человек должен себя изменить и свой подход к жизни. Потому что то, что было за стенами монастыря, это совершенно иная жизнь. Может быть, она даже была с точки зрения физической более трудной, но с точки зрения духовной это совершенно другой опыт здесь человек должен приобрести. Бывает так, что люди, вот кто-то на короткое время приезжает, кто-то на более длинное. Но каждый должен все-таки с пользой пребывать в монастыре и на подворье монастыря.
А. Пичугин
– А по идее, к вам может приехать неверующий человек?
Иеромонах Сергий
– Я думаю, что, ну конечно, это все решается индивидуально, да, но в принципе, возможно. И неверующие, и даже, может быть, других религий, в качестве, может быть, знакомства. Но это тоже надо понимать, что это не человек, который готовится к вступлению в братию...
В. Емельянов
– Ну просто приехал, ему интересно поработать на земле...
Иеромонах Сергий
– Потрудиться да.
А. Пичугин
– Можно поехать на ферму какую-нибудь частную, можно поехать на монастырское подворье.
Иеромонах Сергий
– Можно, но тоже это все понимается индивидуально.
В. Емельянов
– А я вот хотел задать вопрос вслед Алешиному вопросу. Ну понятно, когда речь идет там людях 25–30 лет. А вот, скажем, человек, который уже приближается к пятидесятилетнему рубежу или который перешел его уже, за 50 лет. Ну вот он остро чувствует необходимость побыть с Богом, но побыть не здесь, в городе или там, где он живет – большой город, маленький, село, это там не имеет значения. Но вот он хотел бы ну немножко отойти от этого мира и с пользой провести для себя и, возможно, потрудиться на благо обители. Вот как к таким людям, какой подход, которым уже там за 50, ближе к 60 годам?
Иеромонах Сергий
– Я как настоятель столкнулся с такой проблемой, что люди в возрасте не всегда способны адаптироваться и перестроить себя под монастырский режим. У нас подворье все-таки сельское, и мы в финансах очень ограничены, и сами себя стараемся обеспечивать. Поэтому у нас каждый несет послушания, которые, собственно, не просто ради послушания, да, а то, которое действительно он помогает устроить быт, поддерживать храм, да просто себя обеспечивать продуктами там, вещами какими-то. То есть какие-то средства, которые могут нам понадобиться для существования. Поэтому, так как коллектив очень небольшой, нас ну всегда не больше десяти человек, бывает там 5–6, ну максимум, может быть, я говорю 10 человек, то каждого очень много работы. То есть у нас и молитвы, обязательно, да, у нас и утром правило совершается, богослужение и вечернее правило, богослужение.
В. Емельянов
– Ну вот оно обязательно для тех, кто у вас трудится?
Иеромонах Сергий
– Все, кто пребывает на подворье, трудники, все посещают, в том числе и богослужение, и молитвы.
В. Емельянов
– А если это люди других религий или неверующие? Вы говорите, что теоретически они могут...
Иеромонах Сергий
– Ну пока таких... Теоретически могут, практически пока таких случаев не было. Ну даже у меня, бывает, гости, у меня есть знакомые с Вены и с Италии приезжали, они католики, вот они также, в качестве ну просто, может быть, ознакомления или знакомства, они также приходили в храм. Ну не молились с нами, а просто присутствовали.
В. Емельянов
– Ну с католиками проще гораздо.
Иеромонах Сергий
– Да, ну других пока у меня не было. Но я что хочу сказать, что, конечно, проблема существует в том, что люди в возрасте, они вот, бывает с ними очень много проблем. У меня были и те, которые к 60, и за 60 лет было – не выдерживали, происходили какие-то срывы. Может быть, не всегда там в каком-то страсть, там алкоголь, но какие-то эмоциональные, и приходилось расставаться. Хотя очень долго мы – я не о себе говорю во множественном числе, а именно те, кто пребывает на подворье – и братия, и трудники всегда со снисхождением и очень к ним долго милосердие проявляют.
А. Пичугин
– Долготерпение.
Иеромонах Сергий
– Долготерпение, да. Потому что раз можно простить, два простить. Но когда человек, я тоже наблюдаю духовное состояние. Если я вижу, что человеку это не на пользу идет, пребывание на подворье, да... Человек, может быть, пришел с таким молитвенным порывом, вот ему кажется, знаете, как неофиты, они с таким вдохновением, благодать покрывает, все можно, горы свернуть. А потом человек потихонечку начинает почему-то затухать. Его свеча, она гаснет, и вот он в молитве ослабляется, в трудах. Там может сфилонить, там как-то...
В. Емельянов
– Я к чему подвожу это все. Что человек, скажем, уже высокого среднего возраста, он может получить по силам какое-то послушание трудовое?
Иеромонах Сергий
– Послушания, у нас не только у нас физические послушания, у нас и Псалтирь читается, круг, каждый день.
В. Емельянов
– Ну вот я про это и спрашиваю. Что, наверное, тоже не очень просто читать постоянно, стоя, правильно.
Иеромонах Сергий
– Не очень просто. Вот я одного тоже трудника поставил Псалтирь читать, так он просился любые тяжелые послушания, хотя ему было уже под 60 лет, лишь бы вот... Потому что действительно. А когда человек физический подвиг несет – это одно, когда духовный подвиг, хоть даже по благословению, совершенно другие искушения и трудности человек испытывает. Поэтому все, конечно, индивидуально. И в возрасте человек способен прийти в монастырь, да, и такие есть примеры, и люди святыми становились, действительно пример для братии несли. Но в возрасте всегда сложнее. Потому что когда человек молодой, он более способен, у него и страстей меньше, и привычек греховных меньше, и добродетели он более может усваивать.
А. Пичугин
– Чем жизнь монаха на подворье отличается от жизни монаха в монастыре? Вот тем более у вас Новоспасский монастырь почти в центе города, на берегу Москва-реки, в центре большого города, Москвы, мегаполиса и подворье в Рузском районе, в деревне. Вот возьмем, например, иеромонаха отца Сергия и иеромонаха, который живет непосредственно в самом Новоспасском монастыре, чем ваша жизнь отличается?
Иеромонах Сергий
– Ну может быть, меньше людей внешних приходит. Потому что у нас все-таки до Сумароково трудно добраться, поэтому очень дозировано у нас происходит. Богослужение, которое у нас совершается каждый день, не на каждом богослужении у нас прихожане присутствуют. Потому что ну есть такой особый график для прихожан, потому что у нас расписание автобусов не позволяет. Ну и те богослужения, которые чисто братские, то есть закрытые, туда никто не может попасть. Это, с одной стороны. Паломнических групп, конечно, меньше, туристов практически нету, людей посторонних. Поэтому мы, собственно, в таком существуем в своем мире в определенном. И есть определенные дни, определенные, может быть, события, как вот фестиваль, который 9-го числа состоится, мы еще поговорим о нем, когда день таких открытых дверей. Когда люди могут прийти и познакомиться с жизнью подворья, пообщаться. Ну я доступен всегда. У меня есть телефон дежурный, по которому можно, ну наверное, кроме ночного времени звонить и тоже решить какие-то свои вопросы, в том числе и духовные. У нас относительно монастырского графика и режима, у нас раньше подъем осуществляется. Если в монастыре в семь часов правило, то у нас правило начинается полседьмого.
В. Емельянов
– Я думал, скажете, в пять или полпятого.
Иеромонах Сергий
– Нет, у нас не так, как во многих монастырях. Ну я говорю, что если мы в полседьмого начинаем правило, то уже до вечернего правила, оно в девять часов начинается, где-то к десяти заканчивается, у нас фактически свободного времени нету. То есть это или послушания, или молитва, или трапеза – весь день расписан. Поэтому очень тяжело раньше начинать, тогда это на отдых останется что там, четыре часа.
А. Пичугин
– А зимой какие послушания? Ну я понимаю снег убрать, а что еще?
Иеромонах Сергий
– Зимой...
В. Емельянов
– Дрова, наверное.
Иеромонах Сергий
– Ну у нас да, печное отопление присутствует, снег убираем. Есть и столярное производство.
А. Пичугин
– Зимой-то дрова не особо колют, обычно заготавливают до зимы.
В. Емельянов
– Извините, я житель городской.
Иеромонах Сергий
– Мы для камина тоже дрова заготавливаете.
В. Емельянов
– А у меня и камина-то нет. У меня ЦО, что называется – центральное отопление.
Иеромонах Сергий
– У нас тоже есть, но газа нет в деревне. Поэтому мы топимся так, как придется, где-то электричеством, где-то дровами.
В. Емельянов
– Зато еда вкуснее из печки, которая на дровах.
Иеромонах Сергий
– Да вообще на свежем воздухе еда вкуснее. Выедете за МКАД, и еда будет вкуснее.
А. Пичугин
– А вы говорите в 6.30, в 9 часов. А если, например, утреннее правило кто-то проспит или не придет на него, существуют какие-то способы наказания или это дело добровольное абсолютно?
Иеромонах Сергий
– Нет, ну соблюдение режима обязательно. Конечно, разные обстоятельства бывают, я говорю, все индивидуально. Ну, проспал человек – понятно, может быть, заболел.
А. Пичугин
– Нет, ну просто проспал.
Иеромонах Сергий
– Если просто проспал – ну бывает. Если он, конечно, просыпает каждый день, тогда я назначу человека, который будет приходить его и будить звоном в уши или, не знаю, водой холодной обольет, чтобы такого не повторялось. Нет, ну конечно, был у меня один такой трудник, но он больше двух недель не выдержал. Тоже пришлось расстаться. Ну а так зимой какие послушания? У нас же пасека. Пасека, конечно, зимой нет, это летние работы. Но это так кажется. Потому что подготовка всего инвентаря – ульев, рамок и всего остального происходит когда, именно зимой. И все ремонтные работы, все осуществляется зимой.
А. Пичугин
– Я уже не помню, а многие слушатели, наверное, не знают, мы с вами когда-то об этом говорили. Угодья у вашего подворья большие, земли?
Иеромонах Сергий
– У нас три участка, можно так сказать. Потому что у нас на основной территории два храма, еще храм отдельно, там нет. Второй храм где, святителя Иоанна Милостивого, он прямо на берегу водохранилища располагается, в деревне Щербинки, там восемь соток, там конечно, нет никого производства, там только чисто богослужебное.
А. Пичугин
– Ну это немного.
Иеромонах Сергий
– Это приходской храм.
А. Пичугин
– А вот так чтобы гектары, с тракторами?
Иеромонах Сергий
– А вот основная территория у нас, где два храма наших располагаются, и все строения, и мы проживаем, это пять гектар. Там у нас пасека, есть огород, есть картофельное поле. Мы засеваем еще медоносы, определенные травы. Плюс соседний колхоз просим, они сеют ну порядка, наверное, там 15 гектар для нас тоже.
А. Пичугин
– Там еще колхоз сохранился?
Иеромонах Сергий
– Сохранился да.
А. Пичугин
– А агроном у вас есть?
Иеромонах Сергий
– Агроном у нас тоже колхозный. Мы в таком тандеме с ними находимся. Они помогают нам и ветеринарами, и агрономами, и техникой порой. Ну люди только наши. Есть еще отдельное поле, там 15 гектар, там мы под сенокос используем. Потому что вот, кстати, какое изменение произошло: за этот год у нас появились козы. Появились козы, и появилось небольшое молочное производство. Мы теперь производим масло, творог, сыр козий.
В. Емельянов
– И все это продается окрест где-то, да?
Иеромонах Сергий
– Всем это продается или могут на подворье приобрести, или в монастырь мы поставляем.
А. Пичугин
– Вы не конкурируете с этим знаменитым молочным производством, которое у вас недалеко?
Иеромонах Сергий
– Нет, какие мы конкуренты. У них тысячи крупного рогатого скота. А у нас всего пять....
А. Пичугин
– Пять коз.
Иеромонах Сергий
– Пять коз.
В. Емельянов
– Напомним, дорогие слушатели, что в гостях у светлого радио сегодня иеромонах Сергий Филиппов, настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково. Мы говорим о хозяйстве, которое есть на подворье и о фестивале одноименном, который так и называется «Подворье», он пройдет 9 сентября, уже совсем скоро, в селе Сумароково. Давайте теперь о фестивале поговорим. Как добраться к вам? Я помню, что добраться до вас тяжело. Но, тем не менее, мне кажется, для сельского фестиваля, чем дальше, чем тяжелее, чем подальше от шумных дорог, тем как-то начинает казаться, что все, что продается на этом подворье, оно гораздо более экологично, оно полезней. Потому что когда я еду по каком-нибудь Ярославскому шоссе и вижу, как там бабушки продают картошку или яблоки, которые, ну я не знаю, может, они, конечно, в ближайшей оптовке их купили, но, тем не менее, продается-то это все как выращенное в соседнем огороде. А соседний огород прямо нависает над Ярославкой. У вас все не так. Поэтому расскажите про фестиваль и про то, как к вам доехать, и что там будет интересного, нового, чем вы порадуете.
Иеромонах Сергий
– Ну мы располагаемся в экологически чистом Рузском районе. Транспорт до нас редко, но ходит. Поэтому, если есть желание, всегда можно доехать и своим ходом, ну а на машине так вообще проблем нет – у нас дороги проезжие, асфальт везде. Поэтому, кто желает, может всегда приехать.
В. Емельянов
– Это тоже так бабушка надвое сказала. Асфальт везде, а какого он качества и где он заканчивается.
Иеромонах Сергий
– В этом году подлатали, слава Богу.
А. Пичугин
– А зачем?
Иеромонах Сергий
– Как зачем? Потому что у нас туристический центр будет.
А. Пичугин
– Так чем сложнее добраться до деревенского подворья, я говорю, на фестиваль, тем у людей складывается впечатление, что если уж так тяжело сюда ехать, то уж здесь только не обманут, здесь точно продают настоящее, не с оптового рынка.
Иеромонах Сергий
– Ну это же все решается очень просто. Человек, один раз попробовав или один раз посетив, он уже становится ну не поклонником, конечно, а почитателем, наверное, нашего места и нашей продукции. Поэтому каждый может в эту группу войти. Ну фестиваль, да, если говорить конкретно, то фестиваль «Подворье», он теперь называется не просто «Подворье», а называется «Подворье в селе Сумароково». Потому что это такая юридическая тонкость. Так как бренд «Подворье» занят, мы оформили «Подворье в селе Сумароково». Поэтому на этот фестиваль, который состоится 9-го числа, 9 сентября этого года каждый может приехать. И приехать не только своим ходом, не только на своей машине, не только общественным транспортом, но и автобусами, которые будут отправляться от Новоспасского монастыря. Но посадочные талоны надо приобрести заранее в том же Новоспасском монастыре. Поэтому каждый может добраться. И что он там увидит, собственно. Вот этот фестиваль, он задумывался, в этом году он уже третий раз будет проходить, третий год. И он задумывался как некий праздник благодарности Богу и подведения итогов за прожитый сельскохозяйственный год. Потому что сентябрь – это уже когда основной урожай уже собран, когда, не знаю, закрутки, засолки тоже в погребах присутствуют, и вот есть время уже, так сказать, поблагодарить Бога, сказать: слава Тебе, Господи! Хороший, плохой урожай – это неважно, все равно мы всегда должны быть благодарны Богу. И конечно же, радостью о урожае поделиться с теми, кто находится вокруг нас или с теми, кто к нам приехал в гости, с гостями. Вот это такой праздник друзей, гостей фестиваля, когда на фестивале, в том числе рассказывают о своей деятельности, о том, что собрано, что выращено, угощают – это он так задумывался и он, по сути, это зерно сохранил. Но если первый год, он был очень немногочисленным, ну от пятисот до тысячи человек его посетило, то второй год уже от трех до пяти тысяч было гостей. А в этом году ожидается уже в районе 10–15 тысяч. Потому что очень такая серьезная информационная компания, район Рузский поддерживает, администрация Рузского городского округа. Ну и уже друзья, которые опять же узнали или стали нашими друзьями, гости, они же остаются нашими друзьями и хорошими знакомыми, они тоже рассказывают другим, как было здорово, какие были интересные мероприятия на этом фестивале. Мы сейчас поговорим о площадках, которые там будут и о тех событиях, которые будут происходить. И поэтому, конечно же, это я говорю, как волна, она вот начинает и дальше набирает свою мощь, свою силу. И если поначалу, после первого фестиваля, когда было так мало людей, он очень душевно прошел, очень так по-домашнему, у меня были мысли: может быть, закончить с ним, то после второго... И даже после второго было: может, как-то прекратить...
А. Пичугин
– А какой будет по счету, еще раз?
В. Емельянов
– Третий.
А. Пичугин
– После третьего тоже подумаете, что пора закончить.
В. Емельянов
– Нет, ну после третьего, мне кажется, отец Сергий, подумает: нет, все, больше никогда вообще! 15 тысяч человек!
Иеромонах Сергий
– Это очень много, да, конечно, суеты в подготовке определенной...
А. Пичугин
– Все на ваши плечи ложится? Или вы как администратор: ты сюда, ты это, ты вот стой там, не ходи никуда...
Иеромонах Сергий
– Ну большая работа, нет, конечно, на мне в том числе. И идейная, да, вот площадки, какие будут гости приглашены, какие фермеры, какие монастыри будут участвовать – конечно, это все на мне.
А. Пичугин
– А фермеры должны быть обязательно верующими православными?
Иеромонах Сергий
– Нет, не обязательно. Главное, чтобы не были открыты, может быть, каким-то там, да, позиционирующими себя сектантами там или...
А. Пичугин
– Нет, обычный человек, который, может быть, пока не задумывается ни о чем таком. Ну работает на своей земле, выращивает. Для них же это тоже хорошая возможность как-то и поторговать, поработать и, наверное, обратиться немного, через призму того, где это происходит, к Богу.
Иеромонах Сергий
– Да, у нас нет условия обязательно, чтобы все участники фестиваля были православными христианами. Нет, то есть я не спрашиваю...
А. Пичугин
– Как вообще процесс отбора участников происходит?
Иеромонах Сергий
– Ну это обязательно те, кто с перового года нас поддерживает. Потому что многие работали себе в убыток, например, да, когда мало людей, конечно, никакой там ни торговли, ни особых продаж не было. И первый год, я даже помню, я ходил и с каждого стенда, с каждой палатки участника я какую-то продукцию приобретал на подворье, а потом кому-то дарил, что-то сами употребили, какие-то там сувениры взял, чтобы ну как-то подержать. Обязательно они, конечно же. Ну бывает так, что если очень много каких-то однотипных производств там, или ремесленников, или фермеров, например, там с молочкой, мы как-то все-таки немножко отодвигаем. Рузский район представлен, конечно, во всей своей полноте, потому что мы на территории Рузского района располагаемся, поэтому рузские фермеры, ремесленники это наши приоритет. Плюс наши гости, наши друзья. Ну если кого-то не хватает, например, нет у нас местных там бондарей, мы зовем с другого региона. Нет там местных производителей там кедровой продукции, например, приезжают с Сибири. Нет там уральских самоцветов – приезжают с Урала. Ну такой принцип, он и территориальный, и в этом году у нас первый фестиваль будет международный. Будут участники из Италии.
А. Пичугин
– Ого. А они что привезут – вино, масло?
Иеромонах Сергий
– Они привезут мастер-классы на кулинарные состязания.
А. Пичугин
– А цены? Цены выше у вас или ниже, чем на рынках московских?
Иеромонах Сергий
– Ну я думаю. что по фермерской продукции у нас средние цены. По фермерской. Конечно, мы не будем брать супермаркеты, а рыночная у нас средняя цена.
В. Емельянов
– А вы знаете, сейчас есть такие рынки, где цены выше, чем в хорошем супермаркете, надо заметить.
А. Пичугин
– Ну да, у меня около дома вот такой открыли.
Иеромонах Сергий
– И будет дороже. Потому что рынки это малое производство, а супермаркеты, они взяли объемом, это же все естественно, пластиковое там или соевое, не знаю. У нас только натуральное. И у нас из фермеров у нас приедут сыроделы, известный такой Джон Кописки с Владимирской области.
В. Емельянов
– Да-да.
Иеромонах Сергий
– Он у нас в гостях не был, не знаю, но у него очень хорошая продукция. И еще один американец, который сыр варит у нас в России, гражданин уже нашей страны. И такие локомотивы сыроделания у нас. И, кстати сказать, вкусные и лучшие сыры, которые у нас в России производят.
В. Емельянов
– Понятно. Вы мне про эти сыры не рассказывайте, пожалуйста, мы эту тему оставим сейчас. Для меня это болезненный вопрос, и как бы они ни старались, все равно ничего не получается.
Иеромонах Сергий
– Ну, как говорится, из того, что выбирать, это лучшее.
А. Пичугин
– Прошу прощения, ты знаешь, я тут недавно в одном магазине, я тебе после эфира скажу, в каком...
В. Емельянов
– Хорошо.
А. Пичугин
– Купил сыр. Он ну не совсем классический сыр в привычном нашем понимании, твердый, особенно твердые я люблю, нет, он, конечно, не творожный, но сыр – вот такого я не пробовал нигде.
В. Емельянов
– Молодые сыры, говорят, удаются.
А. Пичугин
– Да, но нигде в мире я такие не пробовал.
В. Емельянов
– Но в целом я предлагаю переменить тему, потому что сейчас далеко зайдем, Вообще непонятно, кому от всего этого лучше стало.
Иеромонах Сергий
– Ну да, давайте, может быть, сыр оставим и сыроделов наших. Помимо них будет, что посмотреть на фестивале. Потому что это комплекс мероприятий, комплекс площадок. Это и ярмарка, как вы поняли, где сыры будут представлены тоже, молочная продукция, и продукция подворья молочная, которую мы производим. Будут ремесленные ряды, где при вас, при гостях фестиваля будут создаваться, собственно, или глиняная посуда, или кузнечные какие-то изделия. Кузнецы будут прямо, и каждый может тоже...
В. Емельянов
– Попробовать.
Иеромонах Сергий
– Попробовать, да, поучаствовать, что такое молот, наковальня, расплавленное железо. И что-то, розу из этого какую-нибудь сделать или наконечник стрелы. И взрослые, и дети.
А. Пичугин
– Наконечник сложно, розу проще.
Иеромонах Сергий
– Там бондари будут, плетение. То есть это огромное количество ремесленных, инкрустация по дереву. Из Тулы большая делегация приезжает. Там в Туле есть целый комплекс мастеров, и вот там будут под руководством Сергея, раба Божия, они привезут, и свое искусство будут представлять. Значит, ярмарка, ремесленные ряды, мастер-классы. Мастер-классы кулинарные будут по приготовления всевозможных блюд там.
В. Емельянов
– Ну если итальянцы, наверняка равиоли, это не очень сложно, паста какая-нибудь.
Иеромонах Сергий
– Ну, возможно. Да, пасту какую-нибудь приготовят они в тандыре местном или в казане.
А. Пичугин
– Пасту в тандыре? Класс!
Иеромонах Сергий
– Я не знаю, на что фантазия у итальянцев-то дойдет.
А. Пичугин
– Я представил, как это должно выглядеть.
Иеромонах Сергий
– Будет там мыловарение, сейчас, кстати, очень популярное, ручное мыло своей работы. Для детишек очень интересно, когда при них создаются, знаете, какие-то зверушки эти мыльные. Потом контактный зоопарк будет для детей, очень интересно. Ну это мы его называем контактный. Кого-то можно, конечно, там детишкам помучить, может быть, там каких-то телят, маленьких поросят, птиц экзотических. Кого-то, конечно, только посмотреть, потому что лучше, может быть, не подходить...
В. Емельянов
– Ну мучить-то вообще не надо никого, зачем.
Иеромонах Сергий
– Ну я так условно говорю, в кавычках, конечно, помучить, так вот потискать, в хорошем смысле этого слова. Будут олени – северный, пятнистый. У нас недалеко ферма, человек действительно вот такое хобби, он держит в качестве такого дополнительного как бы увлечения своего, у него на участке там, наверное, штук тридцать этих оленей, разных пород. Он привозит им корм специальный, этот мох с Севера, чтобы они, там их кормит. Ну это просто вкладывает свои деньги в это для того, чтобы доставить удовольствие местным жителям. Приезжают и из Москвы многие к нему в качестве тоже зоопарка такого. Вот он приедет, детишки могут тоже сфотографироваться, покататься.
В. Емельянов
– Ну а зимой это дело прибыльное вообще, олени.
Иеромонах Сергий
– Ну на санях Дед Мороз со Снегурочкой. И будут мастер-классы, казаки устроят. У нас там и казачество местное, ну можно по-разному, конечно, относиться, ну по крайней мере, они присутствуют, есть станицы. Там действительно казак он, потомственный.
А. Пичугин
– Станица в Рузском районе – это очень странно звучит.
Иеромонах Сергий
– А нет, станица – это в качестве такого комплекса. Там верховая езда, обучение и занятия.
А. Пичугин
– Не, я понимаю, да.
Иеромонах Сергий
– И вот они приедут, тоже дети могут покататься. Забеги на маламутах будут, на собачьих упряжках. У нас тоже люди держат недалеко, Варвара вместе со своим супругом. Вот для детей это очень интересно. Да и для взрослых, вы знаете, когда они видят это, действительно такой искрений детский взгляд. Вспоминаешь слова Христа: «Будьте как дети, таковых бо есть Царствие Небесное. Когда взрослые становятся детьми, хотя бы на какое-то мгновение, тогда действительно праздник удался.
А. Пичугин
– Мы напомним нашим слушателям, что в гостях у светлого радио сегодня иеромонах Сергий Филиппов, настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково. Мы говорим про фестиваль «Подворье», который 9 сентября, совсем скоро пройдет в Сумароково. Там и фермерские продукты, и мастер-классы, и народные промыслы. Все это и многое другое в селе Сумароково, в Рузском районе Московской области. Сейчас мы через минуту подробнее продолжим про это говорить. Алексей Пичугин...
В. Емельянов
– И Владимир Емельянов. Действительно вернемся буквально через пару минут.
В. Емельянов
– Итак, закончился наш не очень продолжительный антракт, и мы продолжаем нашу беседу с иеромонахом Сергием Филипповым, настоятелем подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково. В студии Владимир Емельянов...
А. Пичугин
– Алексей Пичугин.
В. Емельянов
– Мы говорим сегодня о фестивале «Подворье», который вот уже прямо буквально на днях, 9 сентября состоится – это Рузский район Московской области. Потрясающей красоты места, я очень завидую... Вернее, однажды сказали мне, не надо говорить: завидую – белой завистью тем более, – радуйся, называется, радуйся. Так вот я радуюсь за людей, которые имеют возможность туда приехать на лето там на свои участки и так далее. Потрясающая природа, потрясающей красоты вообще места. И фестиваль «Подворье». Мы как раз в первой части поговорили и про контактный зоопарк, про всяких оленей, коз, овец, кроликов и так далее.
А. Пичугин
– Ну вот, кстати, я хотел, прости, пожалуйста, добавить, что контактный зоопарк – штука, конечно, о двух концах. Одно дело, когда контактный зоопарк ограничивается тем, что можно подоить корову или козу. А другое дело, когда там навозят лемуров, хорьков, я не знаю там, каких-нибудь попугаев, экзотических животных, которых приходят трогать и гладить тысячи человек, а для животных это, конечно, уже очень тяжело.
Иеромонах Сергий
– Нет, мы же сельское подворье, поэтому чисто сельская тематика. То, что у нас присутствует на селе, то и дети городские могут увидеть, ну и взрослые, конечно.
А. Пичугин
– Не то что лемуры смеются хмуро, глаза словно чайные блюдца...
Иеромонах Сергий
– Нет, козы, телята, поросята – все традиционно сельское.
В. Емельянов
– У вас еще есть, я знаю, такой необычный конкурс – закруток и засолок.
Иеромонах Сергий
– Да, тоже мы первый год провели его, второй год опустили. И вот в этом году, по требованию, действительно по требованию местных жителей, а точнее, Общество ветеранов Рузского городского округа, они говорят: мы хотим участвовать, мы уже приготовили продукцию, которую будем выставлять. И там 20 человек из этого общества, они оставили костяк этот. Ну это каждый желающий может принести то, что он засолил, закрутил, салаты, соленья, я не знаю. И вот не только принести для членов жюри, чтобы они попробовали, но и обязательно поделиться рецептами.
В. Емельянов
– А мы можем с Алексеем войти в состав жюри?
Иеромонах Сергий
– Приезжайте.
В. Емельянов
– Спасибо большое. Нам бы еще на ночь где-нибудь остаться там, особенно после солений хорошо всегда.
А. Пичугин
– Да, после солений тяжело очень в Москву ехать, это я знаю.
Иеромонах Сергий
– Пить захочется.
В. Емельянов
– Безусловно.
Иеромонах Сергий
– А для этого у нас будет экологически чистая вода и местный квас.
В. Емельянов
– Прекрасно.
Иеромонах Сергий
– И поэтому, конечно, не просто...
А. Пичугин
– После кваса, кстати, ГИБДД не советует за руль садиться.
В. Емельянов
– Мы заночуем.
Иеромонах Сергий
– Поэтому придется остаться на подворье. И что говорю, что, конечно же, поделиться рецептами. Потому что, конечно, можно приготовить, сказать, я такой великий, там это гордость свою потешить, получить еще приз какой-то за это и никому не рассказать, как ты это сделал. Нет, условие конкурса, что человек должен обязательно ну или распечатать, или устно озвучить рецепт, по которому он приготовил, чтобы на следующий год люди могли уже у себя тоже это приготовить.
В. Емельянов
– Я когда-то отдыхал в пионерском лагере и отказался от одного из конкурсов. А потом, она была не вожатая, в общем, какой-то там культмассовый работник, Стела ее, как сейчас помню, звали, по батюшке не помню... Луиза, не Стелла. И она мне сказала: Володь, вот я тебе хочу такую поговорку сказать – в конце смены она мне сказала, – которую я хотела бы, чтобы ты запомнил на всю жизнь: «То что спрятал – то пропало, то что отдал – то твое».
Иеромонах Сергий
– Это очень христианский подход.
В. Емельянов
– И вы как раз просто об этом говорите, что не надо утаивать эти рецепты.
Иеромонах Сергий
– Ну еще тоже озвучу о том, что люди, которые приедут, что они могут увидеть. Конечно же, весь фестиваль сопровождается культурой, концертной программой. То есть на сцене работают и профессиональные артисты, то есть и открытие фестиваля происходит. Потом, после открытия будет презентация диска, который мы сейчас как раз записали и готовим, выпускаем, диск называется «Сумароковское предание». Это некое начало, которое, если мы помните, мы в последней встрече говорили, что готовим некий просветительский проект. То есть он пока еще в стадии разработки именно на большой сцене, но вот диск, он является таким неким началом, то что в 40 минут вся наша история храма, ну конечно, не вся, это ужато очень где-то, это такая музыкально-литературная композиция – с артистами, с музыкой и с хором. Вот это будет презентация диска, это на сцене будет происходить это действо. После этого будет выступление коллективов и местных и приглашенных. И в три часа, с тех до пяти будет профессиональный концерт. Приедет ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной...
А. Пичугин
– Да, наши знакомые.
А. Пичугин
– Наши друзья.
Иеромонах Сергий
– Вы уже знакомы. И народная артистка Надежда Крыгина, другие солисты. Ну и сейчас еще по коллективам уточняется, потому что режиссер Оксана Шелест, она автор сценической версии «Несвятые святые», вот она сейчас как раз концерт формирует. Но те, кто приедут, они, я думаю, не пожалеют, потому что очень всегда она делает замечательные, не только развлекательные но и в том числе познавательные программы, то есть можно и отдохнуть и какую-то пользу для себя действительно выяснить.
А. Пичугин
– Я направился уже не прогулку по Сумарокову, благо, что в Яндексе почему-то нет, а в Google Maps есть, в Street View как раз виды...
В. Емельянов
– Ты сейчас с кем разговариваешь?
А. Пичугин
– Я с теми, кто знает, что такое Google Street View. Здесь можно погулять, посмотреть, как выглядит Сумароково. И что самое интересное, здесь как раз сентябрьские фотографии, это машинка в сентябре ездила, очень красивые такие, ну совсем не похоже на ближнее Подмосковье. Нет котеджных поселков вот этих вот, как сразу за МКАДом. А Московская область, в общем, относительно недалеко, поэтому и ехать удобно.
В. Емельянов
– Еще будет проводиться благотворительный аукцион, насколько мне известно. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Иеромонах Сергий
– Да, это тоже новшество этого года. Потому что храм, наш соборный храм подворья, в честь святого Иоанна Предтечи...
А. Пичугин
– А вот здесь два их – один деревянный, другой каменный.
Иеромонах Сергий
– Деревянный новый, очень красивый, да.
А. Пичугин
– Да, такой полушатровый, а каменный...
Иеромонах Сергий
– Каменный исторический. И вот он является памятником, и второй год уже восстанавливается по федеральной программе. Но колокольня не входит в эту программу. А колокольня полностью разрушена.
А. Пичугин
– А мы говорили с вами в тот раз об этом.
Иеромонах Сергий
– Да. И поэтому стоимость очень большая. Там порядка сорока миллионов
А. Пичугин
– Сорок миллионов это храм или колокольня?
Иеромонах Сергий
– Нет, колокольня восстановление. Поэтому для нашего прихода, подворья это просто непосильная сумма.
А. Пичугин
– А для кого-то просто так, квартирку прикупить.
Иеромонах Сергий
– Ну наверное. К сожалению, у нас таких нет прихожан. И вот мы, я пытаюсь как-то привлечь людей, пытаюсь как-то информировать об этой проблеме. Ну конечно, не кардинальная, да, не прямо, что вот критическая. Но все равно, когда храм восстановлен, а тут пятно такое разрушенное, да, кирпичи...
В. Емельянов
– Ну да, непорядок. Надо доделывать.
Иеромонах Сергий
– Ну и вид, к сожалению, без колокольни у храма совершенно иной, он такой какой-то незавершенный. И, конечно, колокола не призывают на молитву. Потому что колокольный звон раньше вот нашей колокольни был слышен в Рузе.
А. Пичугин
– У вас колоколенка маленькая на деревянном храме есть.
Иеромонах Сергий
– В Рузе, которая располагается, ну где-то напрямую, наверное, километров 20 от нас. То есть вот такие вот были колокола. И в том числе, в рамках фестиваля ну и для привлечения гостей мы решили устроить такой благотворительный аукцион. Это как он возник, это мои друзья или друзья моих друзей, люди, которые, может быть, известны широкой публике, они какую-то вещь от себя дарят для участия в этом аукционе, лот представляют. Аукцион не будет проходить в таком классическом плане. Это будет такой молчаливый аукцион. Будут выставлены лоты, люди могут с ними ознакомиться и сделать ставку повышающую, опустить со своим контактом. И в конце какого-то периода или в конец фестиваля, собственно, будет оглашен победитель. Значит, что у нас сейчас из лотов уже есть. Это футбольный мяч, подписанный всеми членами команды, игроками команды «Спартака».
А. Пичугин
– Ну «Спартака» это очень хорошо.
Иеромонах Сергий
– Я не фанат ни одной из команд, но мои друзья вот дружат как раз с некоторыми игроками, они вот решили от команды такой лот выставить. Две картины известного такого театрального деятеля и художника Павла Каплевича.
В. Емельянов
– Известный, да.
Иеромонах Сергий
– Вот сейчас у него в Третьяковской галерее, в особом павильоне проходит выставка его картины по мотивам работа «Явление Христа народу» Иванова, очень замечательная выставка. Я был недавно, вот неделю назад, советую всем приехать.
В. Емельянов
– Все никак не дойду.
Иеромонах Сергий
– Она, кстати, по-моему, уже скоро закончится. Ее несколько раз продлевали, но вот она уже будет завершаться, потому что он потом будет выставляться в Италии с этой работой. Две его картины. Потом диски от такого актера и театрального, и телевизионного, Эвклида Кюрдзидиса. Он понтийский или кавказский грек.
А. Пичугин
– Ну это одно и то же.
Иеромонах Сергий
– А, ну да, собственно, вот него. Вот он рассказывал, что на каком-то аукционе, который он проводил, один диск он продал за 300 тысяч рублей.
В. Емельянов
– Диск музыкальный будет?
Иеромонах Сергий
– Ну там один диск музыкальный, с песнями, другой диск с фильмами. Ну они подписаны, им подписаны. И он обещает, что те, кто приобретет его диски, он еще лично подарит билеты на одно из его ну театральный представлений, выступлений, постановку.
В. Емельянов
– Это надо очень музыку любить, чтобы 300 тысяч рублей выложить за диск.
Иеромонах Сергий
– Ну или артиста этого.
В. Емельянов
– Или артиста любить, да.
Иеромонах Сергий
– Потом есть такой актер еще, Дмитрий Назаров.
В. Емельянов
– Дмитрий Назаров, да.
Иеромонах Сергий
– Знаете такого?
А. Пичугин
– Ну конечно.
Иеромонах Сергий
– Популярные передачи вел когда-то. Сейчас у него в кулинарных фильмах снимается. Не будем называть, наверное, чтобы не делать рекламу лишнюю проекту. То есть он подписал книгу кулинарную, с афонскими рецептами. Я был у него в гостях дома, и вот он решил в качестве этого вот тоже для своих поклонников или почитателей, да, вот этот лот выставить. Ну это же не смысл, что люди что-то вот, конечно, это ценно для тех, кто, может быть, является почитателем этих актеров, художников, футболистов. От Гоши Куценко будет лот, от Николая Добронравова, поэта-песенника. Супруга...
В. Емельянов
– Александра Пахмутова.
Иеромонах Сергий
– Ну у них совместный лот.
В. Емельянов
– Ну они друг от друга неотделимы. Они даже интервью дают вместе.
Иеромонах Сергий
– Пока еще список формируется, он открыт. Потому что опять же люди, узнав, желают что-то ну предоставить на этот аукцион. И поэтому кто приобретет один из лотов, он внесет вклад в восстановление колокольни, то есть это основная цель. Люди, которые поучаствуют, они внесут вклад в восстановление колокольни. Ну не только лотами можно поучаствовать, но и у нас именные кирпичики, такая форма еще.
В. Емельянов
– Я вот тоже хотел сказать нашим слушателям, что если нет у вас свободных 300 тысяч, вы не расстраивайтесь, потому что можно просто пожертвовать.
Иеромонах Сергий
– Да, можно пожертвовать или именное свидетельство на именной кирпичик приобрести.
А. Пичугин
– У вас еще, помимо фестиваля «Подворье», давайте, правда, прежде чем мы к этом перейдем, напомним, как до вас добраться и как до вас добраться общественным транспортом – автобусом на машине, и когда, во сколько все начинается где.
Иеромонах Сергий
– Да, еще раз я, пользуясь случаем, приглашу слушателей радио «Вера» на наш фестиваль «Подворье», который состоится 9 сентября. Он будет проходить с 11 часов до 5 вечера. Ну площадки все будут готовы с 10. Потому что я тоже по опыту прошлого знаю, что люди приезжают раньше, и поэтому с 10 часов уже все будут и ремесленники, и ярмарки, и все будут работать, все будут готовы принять гостей. Я забыл еще сказать очень важную вещь о фестивале, если позволите, что у нас открытие фестиваля будет осуществлять наместник Новоспасского монастыря, епископ Воскресенский Савва. И он на фестиваль, в рамках работы фестиваля принесет чудотворный образ из Никольского храма Новоспасского монастыря, образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. То есть этот образ будет находиться на фестивале, в храме иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Каждый может подойти, помолиться, приложиться, попросить о своих нуждах. То есть чудотворный образ святителя Николая из храма Никольского Новоспасского монастыря с частицей его мощей. И, значит, как добраться. Добраться можно своим ходом, общественным транспортом. Отправляются электрички с Белорусского вокзала...
В. Емельянов
– До станции?
Иеромонах Сергий
– До станции Тучково или Дорохово, дальше автобусом до Рузы, автостанции, и от Рузы еще автобус до Сумароково. По времени это занимает...
В. Емельянов
– Часа три.
Иеромонах Сергий
– Где-то три часа.
В. Емельянов
– Да, я так и посчитал.
Иеромонах Сергий
– Ну к восьми утра можно доехать. У нас есть одна прихожанка, я уже ее вспоминал, что она вот к восьми часам, к началу богослужения всегда приезжает.
В. Емельянов
– Из Москвы.
Иеромонах Сергий
– Из Москвы, да.
В. Емельянов
– То есть она, видимо, первой электричкой, Бородинской едет.
Иеромонах Сергий
– Первым автобусом, наверное, да, она добирается. Своим ходом можно доехать на машинах. И будут организованы автобусы от Новоспасского монастыря, от ворот Новоспасского монастыря, которые будут отправляться в девять утра, но посадочные билеты необходимо приобрести заранее в книжной лавке Новоспасского монастыря. Стоимость там очень небольшая. То есть люди платят за трансфер туда и обратно, на фестиваль и обратно.
А. Пичугин
– Автобусов много будет, всем хватит мест?
Иеромонах Сергий
– Ну по мере, так сказать, наполняемости. То есть если билеты на первый автобус выкупятся, будет заказан второй автобус, если на второй – на третий.
В. Емельянов
– Напомним, что иеромонах Сергий Филиппов, настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково, это Рузский район Московской области, у нас в гостях. Мы говорим про фестиваль «Подворье». Вернее, сейчас говорили. Еще одна тема, которую хотели с вами обсудить. Вы собираетесь в Сумароково организовать образовательные курсы. Что это такое? Потому что я, когда услышал, ну с трудом себе могу представить. Далеко, все равно далеко от Москвы, населенных пунктов мало. Для кого эти курсы, кто будет приезжать, и чему будете учить, в первую очередь?
Иеромонах Сергий
– Да, идея эта возникла тоже не сразу. Эти курсы, они катехизаторские, такие просветительские, собственно, знакомство с христианством, с той верой, которой мы являемся последователями. Как возникла идея. У меня есть один знакомый на Украине, и вот они в своем монастыре организуют курсы для прихожан, ну и не только своих, а тех, кто желает познакомиться, но они какого плана организуют – они модульного обучения. То есть люди приезжают на выходные и несколько дней живут в монастыре – обучаются, участвуют в богослужении, – то есть это некое такое погружение в монастырскую жизнь с получением образования. Очень удобно. У них они проходят три года и раз в три месяца. Человек приезжает, он может приехать с семьей, они оплачиваемые, там какая-то сумма, и вот человек обучается. И я эту идею так вот подхватил, переварил через себя, посоветовался, взял благословение у владыки Саввы, наместника монастыря. И к чему мы пришли, что для людей, которые желают получить образование, конечно, сейчас очень много всяких курсов, по Москве огромное количество – и платного, и бесплатного, и какого угодно, и выходного дня, и вечернего обучения, и очного, и заочного – на любой вкус и цвет. Но вот когда я, допустим, в семинарии учился, у нас, например, курс истории Русской Церкви на три года. Он длился – домонгольский период там, синодальный период, современная история. Вот это три года все нам читали, и такой целостной картины, она не возникала, понимаете. И я какие-то факты знал, но вот такого вот, что я взял вот история Церкви, она вот передо мной возникла от начала и до конца. Это потом, спустя какое-т время, через уже...
В. Емельянов
– Все собралось, да.
Иеромонах Сергий
– Да, собралось, когда я через какой-то опыт свой прошел, тогда у меня сложилось, да, вот эти знания, они как-то легли. А вот так вот сразу не получалась. И вот это проблема, мне кажется, вот этих курсов, которые вот такого выходного дня, которые растягиваются, может быть, на несколько лет. Человек ходит и там три года, пять лет посещает воскресную школу, и у него целостного не складывается впечатления. Потому что важно действительно такое восприятие целостное, общее. И вот во что вылилось, что создать курсы для всех желающих – и мужского, и женского пола, абсолютно, любого возраста, люди приезжают на наше подворье. И они будут курсы 12 модулей существовать, то есть 12 месяцев – 12 модулей. Раз в месяц человек приехал на пятницу, субботу, воскресенье. То есть нашел возможность, может быть, кто на работе, в пятницу отпроситься, приехал. Будет организован трансфер от Москвы и обратно. То есть приезжает и полностью погружается. Девять лекций по полтора часа за эти вот три дня он проходит. При этом он включается как бы в монастырские ритмы богослужебные, то есть он может молиться вместе с братией, разделять трапезу и интенсивно обучаться. Преподаватели будут лучшие из московских духовных школ, из Сретенской семинарии, Свято-Тихоновского института. Не просто те, которые могут сухо дать знания, а действительно заложить базис для восприятия.
В. Емельянов
– То есть подождите. Пятница, суббота, воскресенье – это один раз, да. Через неделю еще раз.
Иеромонах Сергий
– Нет, через месяц – следующий модуль, следующий курс. То есть он – пятница, суббота, воскресенье – проходит историю Русской Церкви, всю историю.
В. Емельянов
– То есть вообще это на какой срок рассчитано?
Иеромонах Сергий
– На год, 12 модулей.
В. Емельянов
– Что он получает на выходе, этот человек?
Иеромонах Сергий
– На выходе будет получить, сейчас ведем переговоры о свидетельстве, что он прошел эти курсы. Свидетельства будут от Московской духовной академии. Потому что у нас при Новоспасском монастыре есть филиал Московской духовной академии, у нас есть курсы подготовительные для абитуриентов и заочный сектор. И вот в рамках, видимо, вот этих курсов он будет получать это свидетельство.
В. Емельянов
– Имея на руках эту бумагу, этот человек имеет какие-то преференции при поступлении в семинарию?
Иеромонах Сергий
– Да, но я думаю, это будет даже выше уровня подготовительных курсов Московской духовной академии, семинарии. То есть он может, да, можно считать, что он прошел подготовительные курсы. Даже больше знаний получил, то есть он и для жизни его, и как христианина у него целостная картина сложилась.
В. Емельянов
– Может, его без экзаменов примут?
А. Пичугин
– Ну без экзаменов никого не принимают. Все равно, любые подготовительные, обязаны сдавать экзамены. Но я думаю, что это очень важно для самого человека. Потому что у нас как бывает, даже прихожане – ну ходят, молятся, понимают. А спроси даже по Символу веры, да, а во что ты веришь? Ну вот Символ веры зачитал, а что там за этим Символом стоит – не знает. А Церковь там от кого идет, кто там, апостолы такие, я не знаю. А западные святые, например – люди вообще пугаться будут. Там Григорий, папа Римский. Или как у нас проект есть еще один, по строительству храма преподобного Венедикта Нурсийского, мы прошлый раз об этом говорили, да.
А. Пичугин
– Ну напомните. Прошлый раз это, знаете, давно дело было.
Иеромонах Сергий
– Надвратная церковь в честь преподобного Бенедикта Нурсийского, основателя западного монашества. То есть он взял устав восточных отцов, адаптировал его к реалиям жителей Италии тогдашних. И вот он, собственно, вся история средневековой Европы под его покровительством проходила, и сейчас он официальный покровитель Европы считается.
В. Емельянов
– Это бенедиктинцы его последователи.
Иеромонах Сергий
– Преподобный Бенедикт Нурсийский. У нас есть наместник Оптиной пустыни, архимандрит Венедикт, который как раз и носит это имя, да, в честь этого святого. А кому-нибудь скажи: Бенедикт – так скажет, вообще слышать не слышали, знать не знаем. Поэтому чтобы таких провалов не было в истории, в богословии, в понимании реалий жизни современной Церкви, потому что там будут курсы практические такие: «Церковное искусство» или «Церковь сегодня» – такой модуль будет. То есть когда человек поймет: Русская Православная Церковь, какое место она занимает в мировом православии, да, или какие задачи сейчас стоят перед каждым христианином, перед вызовами современного общества. То есть действительно это будут ответственные христиане, знающие историю, понимающие куда, собственно, дальше идти. Я думаю, это будет очень полезно для каждого. Ну и там уже можно выехать раз в месяц в прекрасное место, на подворье нашего монастыря.
В. Емельянов
– Но жить им будет где, да?
Иеромонах Сергий
– Да. Это группы будут очень небольшие – 8–10 человек.
В. Емельянов
– То есть они прямо на территории монастыря.
Иеромонах Сергий
– Прямо на территории подворья будут располагаться и размещаться.
В. Емельянов
– Душ там, все такое – все это будет.
Иеромонах Сергий
– Все условия бытовые созданы: дышать свежим воздухом, есть экологически чистую продукцию подворья, уйти от суеты городской и получить образование.
А. Пичугин
– Хорошо. У нас время уже почти закончилось. Про фестиваль «Подворье» еще раз напомним, не скупимся на напоминания. 9 сентября...
В. Емельянов
– Я еще хотел, знаешь что, Алеша, выяснить: для тех, кто поедет на собственном автомобиле или там, может быть, какая-то компания возьмет в аренду микроавтобус – относительно парковки.
А. Пичугин
– О, микроавтобус, кстати.
Иеромонах Сергий
– Кстати, многие приходы, да, берут, целыми приходами выезжают. У нас есть и с других областей приедут, и с Москвы. Тоже приходы прямо арендуют автобус или микроавтобус и приезжают. Парковка будет организована сотрудниками ГИБДД нашими или как они там сейчас называются.
В. Емельянов
– В чистом поле это?
Иеромонах Сергий
– Нет, не в чистом поле. Будет у дорог все, ну это будет все регулироваться, и специальные места будут выделены под парковку, в том числе и автобусы.
В. Емельянов
– Даже если предположить, что из этих 15 тысяч хотя бы 3,5 приедут на своем автомобиле, то есть это придется от парковки еще несколько километров идти.
Иеромонах Сергий
– Ну это тысяча машин, если с двух сторон, ну так... Нет, почему. Я думаю, поближе, полкилометра.
В. Емельянов
– Ну да. Давайте еще раз напомним нашим слушателям, что надо узнать расписание электричек, во-первых, от Белорусского вокзала до станции Дорохово или Тучково – это приблизительно часа два хода, я так думаю, час пятьдесят. Плюс потом до Рузы надо доехать на автобусе, на местном. И уже от Рузы доехать до Сумароково. Можно добраться собственным транспортом, соответственно, интернет к вашим услугам или там, кто не любит, можете картами бумажными воспользоваться, атласом автомобилиста, например. А можно сделать вообще проще – заранее посетить Новоспасский монастырь, там есть талоны специальные, и это будет трансфер у вас от Новоспасского монастыря до Сумароково и потом, по завершении фестиваля, соответственно, обратно, до Новоспасского монастыря.
Иеромонах Сергий
– И это самый простой и удобный способ.
В. Емельянов
– Я думаю, что да. Это нормальные, я так понимаю, автобусы, кондиционированные и все такое прочее. Ну и тоже в дороге где-то два пятьдесят – три часа.
А. Пичугин
– Отец Сергий Филиппов, иеромонах, настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково в Рузском районе, сегодня был гостем в нашей студии. Говорили о фестивале «Подворье», который 9 сентября пройдет, мы надеемся, в селе Сумароково. И надеемся, что пройдет замечательно, здорово, весело. И там можно будет и попробовать, и приобрести кучу всяких вкусных, уже созревших к этому времени плодов.
В. Емельянов
– Своими руками можно будет что-то сделать. Я думаю, мужчины, наверное, в кузнице с удовольствием поработают или керамикой займутся. Дамы, наверное, займутся чем там, вышиванием, что для них там предусмотрено. Вы слушали программу «Светлый вечер» на радио «Вера». Ее провели Владимир Емельянов...
А. Пичугин
– И Алексей Пичугин.
В. Емельянов
– Мы с вами прощаемся. До новых встреч, до свидания.
А. Пичугин
– Счастливо.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер