Фельдшера «скорой помощи» из Иркутска Владимира Урусова знает практически весь город. 22-летний парень помогает больным одиноким старикам. И эта естественная потребность человека — проявлять милосердие — возрождает пенсионеров к жизни.
В августе 2015-ого года Владимир приехал по вызову к полковнику в отставке Петру Ивашеву. В крошечной квартирке было невозможно повернуться — всюду старая мебель, хлам и полная антисанитария. Пётр Иванович уже несколько лет не может самостоятельно передвигаться, а ухаживать за ним некому. Владимир понял: он не может уйти просто так. И на следующий день вернулся. Чем потряс Петра Ивашева до глубины души:
Петр Ивашев:
«Он потом, на другой день, когда освободился от работы ко мне пришел. И прямо говорю, что просто, как воскресил меня!».
С того дня у пенсионера началась новая жизнь. Владимир пришёл не один, а с двумя девушками. В руках все трое держали вёдра, швабры и пакеты с моющими средствами. Убрать квартиру за один раз не получилось. Но зато, когда работу закончили, было не узнать ни жилища, ни его хозяина:
Петр Ивашев:
«И утром проснулся: что со мной происходит? Я, оказывается, не больной! Никакой я не 1-ой группы инвалидности. У меня ничего не болит».
Владимир открыл в соцсетях группу «Армия горячих сердец». Написал в ней о Петре Ивановиче: рассказал, что ему требуются лекарства, постельное бельё, инвалидная коляска. Старику вызвалось помочь больше сотни человек. Люди собрали всё, что требовалась. Пенсионер признаётся: такое отношение перевернуло его отношение к молодёжи. «Армия горячих сердец» помогает теперь и другим одиноким старикам. Таких у нас много, говорит Владимир:
Владимир Урусов:
«Подумали, что не только Петру Ивановичу понадобится помощь. Так и зародилась наша группа в Иркутске».
Искать тех, кому требуется помощь, долго не приходится — одиноких пожилых людей Владимир встречает на вызовах. И бросать своё хорошее дело он не собирается. Добровольчество стало частью его жизни.
В программе использованы материалы телекомпании «НТВ».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.