Писатель Клайв Стейплз Льюис в повести «Расторжение брака» описывает как бы ад и рай. И «как бы» здесь — не слово паразит. Льюис пишет в предисловии: «Самые события я придумал, и ни в коей мере не выдаю их за то, что нас действительно ждет. Меньше всего на свете я пытался удовлетворить любопытство тех, кого интересуют подробности вечной жизни». Конец цитаты.
И действительно, человеку — особенно сегодня, в эпоху господства цифровых экранов — свойственно мыслить образами, визуализировать. И вопрос — а что нас ждет в вечности, какими будут те самые «подробности вечной жизни» — как раз из этой серии.
И недавно — на службе в храме — меня посетила мысль, которой я и сам поначалу испугался, но потом разрешил себе ее обдумать хотя бы в порядке художественного эксперимента.
Жизнь православного прихода дает возможность — в каком-то смысле — представить, что такое воскресение мертвых. На службе стоят люди, однажды принявшие Таинство Крещения. А один из центральных моментов этого Таинства — троекратное погружение в воду или троекратное омовение. И символизирует оно трехдневную смерть Христа и его последующее Воскресение. Погружаясь в воду, человек как бы умирает, и затем воскресает. В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (послание к Римлянам, глава шестая, стихи с третьего по пятый). В том же послании апостол Павел называет христиан «ожившими из мертвых».
Получается, что крещеные люди, стоящие на службе, обращенные к алтарю — вот эта женщина с ребенком, вот эта бабушка с палочкой, вот этот мужчина с портфелем, вот этот мальчик с книжкой — все они и есть те, кто уже умер и уже воскрес. Конечно, в совершенно особом, непрямом, символическом смысле. Но каким еще может быть смысл слов, когда речь идет о тайне иного бытия, тайне Царства Небесного... И таких людей — сотни. И ты среди них. И все вы вместе. И все перед Богом...
Принципиальным мне здесь кажется одно. Церковь предлагает человеку возможность по-настоящему раздвинуть границы реальности. Посмотреть на мир так — через такую особую оптику. И увидеть то, что в обычной жизни увидеть невозможно.
Пусть в школах и ВУЗах звучат важные слова о семье, браке, любви и верности
Елена Бородина много лет работает с молодёжью — готовит будущих педагогов в одном из ВУЗов Екатеринбурга. Часто она сталкивается с серьёзной проблемой. Когда на лекциях или в беседах Елена затрагивает тему ценности семьи и брака, у студентов это вызывает непонимание, насмешки и отторжение. Многие ребята вообще не хотят создавать семью. Поэтому выстроить добрый диалог, который затронет и смягчит сердца молодых людей — одна из важных и в то же время сложных задач для Елены. В поисках лучших решений и практик она обратилась в образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория».
Этой осенью он запустил первый онлайн-курс повышения квалификации для педагогов по программе: «Семьеведение: формирование семейных ценностей у детей и подростков». Серию вебинаров ведут кандидаты педагогических и юридических наук, священники Русской Православной Церкви, эксперты крупнейшего родительского движения в России «Общественный уполномоченный по защите семьи», лучшие методисты и психологи. «Этот курс помогает выстроить общение с ребятами, найти к ним подход. Считаю, что он необходим для всех, кто работает с детьми и молодыми людьми», — отмечает педагог Елена Бородина. Сегодня, опираясь на материалы и рекомендации «Клевер Лаборатории», она продолжает говорить со студентами о семье и браке, о любви и верности и сеять добрые зёрна в их сердцах.
Вы можете поддержать дальнейшее развитие программы. Пусть как можно больше ребят в школах и ВУЗах страны услышат важные и нужные слова о семье — самом дорогом и ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Встреча античной культуры и христианства». Диакон Николай Антонов
У нас в гостях был кандидат теологии, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакон Николай Антонов.
Разговор шел о встрече античного мира с проповедью о Христе, какое влияние на развитие европейской культуры оказало распространение христианства, как философы античного мира приняли христианское богословие, что христианская богословская мысль приняла от античности, а что внесла нового.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Основа отношений в семье». Татьяна Воробьева
Гостьей программы «Светлый вечер» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Разговор шел о том, что должно лежать в основе доверительных отношений между родителями и детьми и почему опасно обсуждать недостатки своих близких с посторонними.
Часто возникает желание пожаловаться на детей, обсудить мужа или жену, найти поддержку своим обидам и раздражению. Наша гостья объясняет, почему это опасно и разрушительно, что можно выносить из семьи во вне, а что нельзя, какие слова и обсуждения семью укрепляют, а какие разрушают.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер












