Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 14-23
Слова Спасителя о вере – которая может и горы переставлять – многим могут показаться всего лишь гиперболой, художественным преувеличением. Но когда рядом с тобой – несчастный ребёнок и измученный страданием отец – как-то не особо к месту заниматься филологическими изысками. О какой же вере говорит Христос? Обратим внимание: Он утверждает, что апостолы вполне и сами могли помочь отроку, если бы имели достаточно веры.
Странное дело – скажете вы: а что значит – достаточно веры, недостаточно? Чем можно её измерить? Мы же привыкли измерять в жизни всё объективными показателями: объем дохода, метры жилплощади, скорость продвижения по служебной лестнице, да и всё остальное. Но веру-то как можно измерить? Разве это – не изначально обречённая на провал постановка вопроса?
Дело в том, что если мы вообще не считаем нужным задумываться – с позволения сказать – про «объем» нашей веры, мы легко можем оказаться «духовными банкротами». Приходит испытание, скорбь, болезнь – да что угодно, что выбивает из-под нас привычные опоры – и тут мы вроде бы пытаемся опереться на веру – а она, словно куча осенних листьев, разлетается в стороны и мы больно ударяемся о жёсткую землю суровой реальности. Думали – крепкая гора, оказалось – ворох почти невесомых листьев.
Главный показатель веры – это сонастроенность между настоящим и будущим. Именно об этом говорит апостол Павел, когда определяет веру как «уверенность в грядущем как в настоящем». Вера – это вовсе не волевое убеждение себя в том, во что ты в действительности не веришь, но – «надо поверить», потому что так правильно. Вера – это прежде всего лупа, которая фокусирует в одну точку наши самые сильные желания, устремления, размышления. И когда Спаситель говорит, «по верей вашей будет вам» – речь именно об этом: вера вовсе не «психотерапия для слабаков», а инструмент созидания реальности. Поэтому тот, у кого эта сонастроенность есть в достаточной степени – не будет в конфликте между тем, что он ожидает, и тем, что в его жизни происходит. Если всё с точностью до наоборот – жизненные реалии прямо противоположны ожиданиям – значит, здесь вера очень слаба. Не то, что её совсем нет – но также, как самая сильная линза не сможет зажечь от солнечного света огонь, если её не сфокусировать – также и слабая вера оказывается бессильной, когда в ней нет целостности.
И что же нам делать, как укрепить веру? Самый эффективный способ – научиться фокусировать свою веру как самое центральное, самое главное, чем мы живём. Найти свой собственный «символ веры» – не в догматическом плане, а в практическом, житейском – внимательно его изучить, убрать вторичное и ненужное – а на главном постараться как можно чаще сосредотачиваться, желая это, ощущая это как уже происходящее.
Не верите? А попробуйте. Апостолы тоже не верили, что мальчик может стать здоровым. За что их Спаситель – совсем не похвалил!