Мученик Александр Оттонович Медем родился в тысяча восемьсот семьдесят седьмом году в Митаве, в семье сенатора графа Оттона Медема. Александр получил юридическое образование, но карьера юриста его не привлекала. Он увлекался сельским хозяйством и животноводством. Александр переселился в имение в Саратовской губернии, женился, у супругов родилось четверо детей. Видя горячую веру жены Марии Федоровны, Александр принял православие. В восемнадцатом году земли Медемов были конфискованы. Александр арендовал несколько десятин земли и сам обрабатывал их. В восемнадцатом году его арестовали большевики и приговорили к казни, но в город вошли белые и Александра освободили. В девятнадцатом - новый арест. Вернувшись из тюрьмы, Медем говорил, что нигде так хорошо не молился, как там, где в дверь по ночам стучится смерть, а чья очередь — неизвестно. Александра Медема арестовывали еще трижды, приговорили к ссылке в Сызрань. Там он скончался в больничном тюремном корпусе от обострившегося туберкулеза. В две тысячи одиннадцатом году увидела свет книга историка Алексея Наумова о династии Медемов. Стараниями потомков Александра Медема и жителей края в его имении была восстановлена церковь.
9 сентября. О подвиге святителя Либерия, папы Римского

Сегодня 9 сентября. День памяти святителя Либерия, папы Римского, пострадавшего за Христа в 366 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовки.
Понтификат Папы Либерия длился с 352 года по 366. Большая его часть стала временем правления императора Констанция. Последний рьяно поддерживал еретиков-ариан и всеми силами пытался буквально запретить никейское православие.
Будущие великие каппадокийские отцы Василий Кесарийский и Григорий Богослов были ещё слишком молоды. Подлинным Патриархом всех православных был тогда святой Александрийский епископ Афанасий. Констанций постоянно преследовал его, угрожал, отправлял в изгнание.
На римском епископе Либерии лежала особенная ответственность. Первоначально он твёрдо противостоял еретикам, но потом неожиданно поддался. Это произошло не сразу, но Папа в итоге уступил.
После того как Констанций умер, Либерий покаялся. При этом он не только осудил предыдущие еретические постановления соборов, но всеми силами возвращал епископов в православие.
В 377 году святой Амвросий Медиоланский так пишет о Либерии: «Самое время будет передать наставление славной памяти Либерия, ведь чем уж святее, тем и речь его бывает благотворней». Это означает, что Церковь приняла его покаяние.
Пример святого Либерия учит верующих, что каково бы ни было заблуждение, общественное или даже церковное положение и исправление всегда возможно. При этом должно не просто сожалеть о содеянном, но и постараться максимально исправить тот вред, который был нанесён неправильным поступком и решением.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов