В ночь на 19 Июля 64 года от Рождества Христова начался великий пожар Рима. Он бушевал шесть дней и семь ночей, охватив большую часть города. Римский историй Светоний полагает, что пожар устроил сам Нерон, который, потом, с безопасного расстояния, наблюдал за ним, играя на лире и декламируя поэму о гибели Трои. Однако современные историки более склонны соглашаться с Тацитом, который пишет о том, что Нерон, напротив, принимал меры к тушению пожара, а в планах восстановления столицы предусмотрел меры для того, чтобы избежать таких бедствий в будущем.
Так или иначе, слухи о виновности императора ходили — и Нерон постарался найти кого-то, на кого можно было бы перенести гнев обездоленных людей. Это оказались христиане. Как пишет Тацит, «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращениями за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу... Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому»
Это одно из первых упоминаний о христианах у языческих авторов. Тацит понимает, что христиане гибнут не за какие-то свои преступления, а потому, что Нерону нужно отвести удар от себя, он, скорее, не одобряет «изощренных казней», но он пишет о христианах и христианстве с крайним презрением.
Однако примерно через 250 лет христианство стало сначала признанной, а потом и государственной религией Рима. Как это произошло? Об одной из причин говорит ранний христианский автор Тертуллиан: «кровь мучеников — семя Церкви».
Ярость язычников натыкалась не на ответную ярость — но на твердую готовность христиан умереть за свою веру. Само древнее слово «мученик» - «мартирос» означает буквально «свидетель». Христиане свидетельствовали о своей вере не только словами, не только чистой, нравственной жизнью, не только добрыми делами, но и готовностью умереть за Христа.
Это заставляло язычников недоумевать - что такое есть у этих христиан, что-то гораздо более драгоценное, чем жизнь? И люди прислушивались, слышали Евангелие — и присоединялись к Церкви. Их становилось все больше — пока, наконец, и сам император Константин не стал христианином. Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Они победили ... кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11)
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема








