Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о наёмных работниках виноградника звучит для нас несколько искусственно – но проблема не в самой притче, а в нашем непонимании реалий сельскохозяйственной жизни Палестины времён земной жизни Христа Спасителя. Когда наступало время собирания винограда – а это середина – вторая половина сентября – было крайне важно как можно быстрее собрать весь урожай. В противном случае можно было затянуть до начала сезона дождей, перезревший виноград лопался и становился ни к чему не пригодным. Учитывая, что в это время весь народ был занят сбором урожая, любой дополнительной паре рабочих рук были весьма рады. Поэтому даже на самое краткое время – как в притче – всего лишь на час – помочь в сборе гроздьев – уже всячески приветствовалось.

Но притча, конечно же, не о специфике сельского хозяйства. Она хоть и говорит ясным для слушателей Иисуса языком, но её смысл – очень глубокий. Этой притчей, как острым ножом, Спаситель вскрывает давний гнойник в сердцах иудеев. Имя этому нарыву – собственническое отношение к Господу Богу.

В притче чётко разделяются два пространства: то, как думают работники – и то, как поступает с ними заказчик, работодатель. У каждого из них – своя логика. С точки зрения работников, несправедливо расплатиться одной и той же суммой с теми, кто проработал целый день на жаре – и с теми, кто лишь к вечеру совсем немного потрудился. С другой стороны, у хозяина – тоже своя логика: он никого не обманывает, обговорененую сумму отдаёт – но вправе сам решить, сколько выплатить тому, кто пришёл последним. Работников возмущает отказ хозяина руководствоваться их шаблонами: их мышление – прямолинейное, мышление заказчика – в иной системе координат. Работники думают о безусловной зависимости оплаты от результата – а хозяин просто хочет всем дать одинаковую сумму, не соизмеряясь с затраченными усилиями.

Заметим также, что эту притчу Спаситель произносит совсем незадолго до последних трагических событий, завершившихся Его Распятием и смертью на Кресте. Эта притча – не о том, что некогда было, а о будущем. Пройдёт совсем немного времени – и в основанную Иисусом Церковь начнут вливаться потоки язычников, которые для правоверных иудеев были «гоями», людьми второго сорта, отверженными Богом, преданными проклятию. Иудею, тщательно соблюдавшему веками Закон Моисея, оберегавшему чистоту своей веры, бесконечно осложнявшему собственную жизнь тщательным исполнением необходимых ритуалов – увидеть себя наравне со вчерашним язычником – немыслимое оскорбление. Как так: мы понесли столько трудов, пролили столько крови и пота ради нашего Бога – а эти вчерашние лентяи, безбожники и развратники вместе с нами получают точно такой же дар от Бога? Всё то, что где-то в глубине души, бессознательно воспринималось как единственное условие Богоугождения – оказывается не особо-то и нужным, совершенно не критичным для получения Божественной милости! Это – сильнейший удар по религиозной самодостаточности! Христос открывает слушателям невероятную истину: милость Бога не пропорциональна трудам, Бог совершенно не манипулируем человеческим поведением. Да, без всякого сомнения, Он принимает во внимание, что и как человек делает – но окончательное решение – только за Ним Одним.

Сегодняшнее чтение очень утешительно для нас, среди которых мало кто может похвалиться обилием подвигов и трудов ради Христа. Мы очень надеемся, что и к нам Господь явит такую же милость, какую показывает в притче. Но надо всегда помнить: в притче ничего не говорится о тех, кто так и не переступил порог виноградника – Церкви Христовой. Хотя бы немного, хотя бы в самый последний час – но всё же надо потрудиться на ниве исполнения евангельских заповедей! И какими бы ни были скромными плоды наших усилий – именно они – главный показатель искренности нашего желания быть вместе с Господом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!