Трудно найти более образованного и деятельного служителя Русской Православной церкви, чем святитель Феофан, затворник Вышенский. Он прекрасно владел иностранными языками, в том числе арабским и греческим, был искусным организатором, дипломатом, богословом и проповедником. Но с юности, с первых дней иночества, Феофан мечтал о другом – о строгой аскезе и уединенной жизни в дальней обители. Однако воплотить мечты в жизнь ему долго не удавалось.
Феофан родился в селе Чернава Ельцкого уезда, в семье сельского священника. Он с отличием прошел курс Ливенского духовного училища, затем Орловской семинарии и получил назначение в Киевскую духовную академию. Здесь, в Киеве, в 1841 году он принял постриг. Церковное начальство сразу отметило богословский дар Феофана, а также его талант организатора и воспитателя - в возрасте двадцати шести лет он был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
Святитель Феофан четверть века усердно работал на благо Церкви - изучал древние рукописи в Палестине, учился мудрости у афонских старцев, помогал разрешить конфликт болгар и греков в посольской церкви в Константинополе. Он с равным успехом служил ректором Санкт-Петербургской духовной академии и налаживал жизнь в Олонецкой и Тамбовской семинариях, открывал церковно-приходские школы и писал богословские труды. В 1859 году Феофан был возведен в сан епископа Тамбовского и Шацкого. Синод отметил труды владыки орденом Святого князя Владимира III степени.
Но все чаще святитель Феофан возвращался к своим юношеским мечтам об уединении. В 1866 году он подал прошение удалиться на покой. Для священноначалия это стало большой неожиданностью, отпускать Феофана не хотели. Но все же прошение было удовлетворено, и святитель отправился в Вышенскую пустынь близ Тамбова. Через шесть лет он окончательно ушел в затвор.
В Священном Синоде не теряли надежды, что епископ Феофан все же откажется от уединения…
Игумен Тихон:
Евлампий, у себя ли Феофан?
Келейник Евлампий:
Как же, у себя, в келейке…Молится. Лучше не беспокоить.
Феофан Затворник:
Евлампий! Кто там? С кем шепчешься?
Келейник Евлампий:
Да вот, батюшка, игумен Тихон пришел!
Игумен Тихон:
Владыка, прости, что беспокою тебя в суете своей! Только я с письмом из Синода. Не мог не прийти.
Феофан Затворник:
Письмо, говоришь… И ведь, поди, знаешь, с чем?
Игумен Тихон:
Знаю. Синод предлагает тебе миссию в Японии. Важное дело и для церкви, и для государства.
Феофан Затворник:
Знаю. Хоть и в затворе я, а все равно слежу, чем люди в миру живут. Иначе какой я им советчик. А за советом ко мне идут и идут. Сам видишь, сколько паломников приходит в обитель.
Игумен Тихон:
Вижу… Только теперь, , дай и мне совет. Чего же мне Синоду ответить? Ждут они твоего решения. Долго ли думать будешь?
Феофан Затворник:
Евлампий, положи письмо на стол. Видишь, Тихон, сколько почты. Каждый день десятки писем. И на все ответить нужно. Отвечу и Синоду, как очередь дойдет. Только тебе Тихон сразу скажу: не поеду я никуда. И не уговаривай, как в прошлый раз.
Игумен Тихон:
Прости, , не смог тогда смолчать. Ведь Московскую епархию тебе предлагали. Честь какая…
Феофан Затворник:
Прости, Тихон, прости Христа ради. Строптивый тебе инок достался. Но выбор сделан. Я ищу покоя, чтобы предаться занятиям желаемым. И Церкви Божией служу, только иным образом. Польза от тех трудов не меньшая. На том и закончим. Меня люди ждут. Евлампий! Зови, тех, кто пришел.
Феофан Затворник действительно внимательно следил за тем, чем жила Россия. Нередко, находясь в затворе, он был более прозорлив, чем политики и военачальники. Оценивая действия войск в русско-турецкой войне, Феофан писал: «Зачем это наши, переходя Дунай, всегда возятся с крепостями? …Через взятие крепостей сколько народа гибнет! Надобно устроить только сильную блокаду, армии же идти далее без остановки…»
Считается, что святитель Феофан предсказал и грядущую революцию. За полвека до октября 1917 года Святитель предупреждал: «Пошло повальное неверие: Бога нет, человек - ком грязи… Материалистические воззрения все более приобретают вес… Силы еще не взяли, но берут. Неверие и безнравственность расширяются. Выходит, и мы на пути к революции.»
Феофан Затворник за годы уединения оставил много философских и богословских трудов и переводов. Переиздаются сборники его писем. Широко известна его мудрость: «Как не дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
Святитель Феофан скончался днем 6 января 1894 года. По свидетельству тех, кто облачал старца в архиерейские одежды и готовил к погребению, на лице почившего затворника появилась «блаженная улыбка».
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер