
Трудно найти более образованного и деятельного служителя Русской Православной церкви, чем святитель Феофан, затворник Вышенский. Он прекрасно владел иностранными языками, в том числе арабским и греческим, был искусным организатором, дипломатом, богословом и проповедником. Но с юности, с первых дней иночества, Феофан мечтал о другом – о строгой аскезе и уединенной жизни в дальней обители. Однако воплотить мечты в жизнь ему долго не удавалось.
Феофан родился в селе Чернава Ельцкого уезда, в семье сельского священника. Он с отличием прошел курс Ливенского духовного училища, затем Орловской семинарии и получил назначение в Киевскую духовную академию. Здесь, в Киеве, в 1841 году он принял постриг. Церковное начальство сразу отметило богословский дар Феофана, а также его талант организатора и воспитателя - в возрасте двадцати шести лет он был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
Святитель Феофан четверть века усердно работал на благо Церкви - изучал древние рукописи в Палестине, учился мудрости у афонских старцев, помогал разрешить конфликт болгар и греков в посольской церкви в Константинополе. Он с равным успехом служил ректором Санкт-Петербургской духовной академии и налаживал жизнь в Олонецкой и Тамбовской семинариях, открывал церковно-приходские школы и писал богословские труды. В 1859 году Феофан был возведен в сан епископа Тамбовского и Шацкого. Синод отметил труды владыки орденом Святого князя Владимира III степени.
Но все чаще святитель Феофан возвращался к своим юношеским мечтам об уединении. В 1866 году он подал прошение удалиться на покой. Для священноначалия это стало большой неожиданностью, отпускать Феофана не хотели. Но все же прошение было удовлетворено, и святитель отправился в Вышенскую пустынь близ Тамбова. Через шесть лет он окончательно ушел в затвор.
В Священном Синоде не теряли надежды, что епископ Феофан все же откажется от уединения…
Игумен Тихон:
Евлампий, у себя ли Феофан?
Келейник Евлампий:
Как же, у себя, в келейке…Молится. Лучше не беспокоить.
Феофан Затворник:
Евлампий! Кто там? С кем шепчешься?
Келейник Евлампий:
Да вот, батюшка, игумен Тихон пришел!
Игумен Тихон:
Владыка, прости, что беспокою тебя в суете своей! Только я с письмом из Синода. Не мог не прийти.
Феофан Затворник:
Письмо, говоришь… И ведь, поди, знаешь, с чем?
Игумен Тихон:
Знаю. Синод предлагает тебе миссию в Японии. Важное дело и для церкви, и для государства.
Феофан Затворник:
Знаю. Хоть и в затворе я, а все равно слежу, чем люди в миру живут. Иначе какой я им советчик. А за советом ко мне идут и идут. Сам видишь, сколько паломников приходит в обитель.
Игумен Тихон:
Вижу… Только теперь, , дай и мне совет. Чего же мне Синоду ответить? Ждут они твоего решения. Долго ли думать будешь?
Феофан Затворник:
Евлампий, положи письмо на стол. Видишь, Тихон, сколько почты. Каждый день десятки писем. И на все ответить нужно. Отвечу и Синоду, как очередь дойдет. Только тебе Тихон сразу скажу: не поеду я никуда. И не уговаривай, как в прошлый раз.
Игумен Тихон:
Прости, , не смог тогда смолчать. Ведь Московскую епархию тебе предлагали. Честь какая…
Феофан Затворник:
Прости, Тихон, прости Христа ради. Строптивый тебе инок достался. Но выбор сделан. Я ищу покоя, чтобы предаться занятиям желаемым. И Церкви Божией служу, только иным образом. Польза от тех трудов не меньшая. На том и закончим. Меня люди ждут. Евлампий! Зови, тех, кто пришел.
Феофан Затворник действительно внимательно следил за тем, чем жила Россия. Нередко, находясь в затворе, он был более прозорлив, чем политики и военачальники. Оценивая действия войск в русско-турецкой войне, Феофан писал: «Зачем это наши, переходя Дунай, всегда возятся с крепостями? …Через взятие крепостей сколько народа гибнет! Надобно устроить только сильную блокаду, армии же идти далее без остановки…»
Считается, что святитель Феофан предсказал и грядущую революцию. За полвека до октября 1917 года Святитель предупреждал: «Пошло повальное неверие: Бога нет, человек - ком грязи… Материалистические воззрения все более приобретают вес… Силы еще не взяли, но берут. Неверие и безнравственность расширяются. Выходит, и мы на пути к революции.»
Феофан Затворник за годы уединения оставил много философских и богословских трудов и переводов. Переиздаются сборники его писем. Широко известна его мудрость: «Как не дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
Святитель Феофан скончался днем 6 января 1894 года. По свидетельству тех, кто облачал старца в архиерейские одежды и готовил к погребению, на лице почившего затворника появилась «блаженная улыбка».
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 апреля. О благословении Божьем на добрые дела

В 3-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова святого Петра: «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».
О благословении Божьем на добрые дела — священник Алексей Дудин.
Читая эти слова Священного Писания еще раз поражаешься любви Христа к своему народу. Действительно, сколько сделал Господь для того, чтобы собрать, как птенцов под свои крылья собирает птица, собрать свой израильский народ и дать ему то спасение, которого ждали отцы, и праотцы, и все верующие во Христа и ожидающие Его. И вот, пережив смерть, пережив отречение, пережив позор Христос свои руки простирает прежде всего к народу Божию. Так говорят апостолы, что тот Христос, которого вы распяли сегодня пришел прежде всего к вам для того, чтобы вам даровать свою благодать и даровать вам свое благословение. Поэтому будем знать, что Христос всегда и всех побеждает своей любовью и долготерпением. И если мы хотим быть победителями в этой жизни, то должны в этом подражать Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 апреля. О служении работников скорой помощи

Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи.
О служении работников скорой помощи — протоиерей Константин Харитонов.
В недавнем времени мне пришлось несколько раз встречаться с работниками скорой медицинской помощи. Насколько это тяжелый и самоотверженный труд. Это врачи, которые постоянно перемещаются с одного места в другое, постоянно стремятся помочь тем, кто ближе к смерти. И сколько их они спасают! Можно было бы также сказать, что это не просто скорая медицинская помощь, это ангельская скорая медицинская помощь. Они как ангелы Божии, которые помогают людям. И как часто мы забываем про них. Вот они приехали, сделали свое дело, уехали, и мы тут же про них забыли. Хотя благодаря им многие наши родные и близкие имеют возможность продолжать дальше жизнь. И они своим служением многих-многих спасли. Дай Бог им здоровья и многое лета и благодарность, и низкий поклон им!
Все выпуски программы Актуальная тема