Трудно найти более образованного и деятельного служителя Русской Православной церкви, чем святитель Феофан, затворник Вышенский. Он прекрасно владел иностранными языками, в том числе арабским и греческим, был искусным организатором, дипломатом, богословом и проповедником. Но с юности, с первых дней иночества, Феофан мечтал о другом – о строгой аскезе и уединенной жизни в дальней обители. Однако воплотить мечты в жизнь ему долго не удавалось.
Феофан родился в селе Чернава Ельцкого уезда, в семье сельского священника. Он с отличием прошел курс Ливенского духовного училища, затем Орловской семинарии и получил назначение в Киевскую духовную академию. Здесь, в Киеве, в 1841 году он принял постриг. Церковное начальство сразу отметило богословский дар Феофана, а также его талант организатора и воспитателя - в возрасте двадцати шести лет он был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
Святитель Феофан четверть века усердно работал на благо Церкви - изучал древние рукописи в Палестине, учился мудрости у афонских старцев, помогал разрешить конфликт болгар и греков в посольской церкви в Константинополе. Он с равным успехом служил ректором Санкт-Петербургской духовной академии и налаживал жизнь в Олонецкой и Тамбовской семинариях, открывал церковно-приходские школы и писал богословские труды. В 1859 году Феофан был возведен в сан епископа Тамбовского и Шацкого. Синод отметил труды владыки орденом Святого князя Владимира III степени.
Но все чаще святитель Феофан возвращался к своим юношеским мечтам об уединении. В 1866 году он подал прошение удалиться на покой. Для священноначалия это стало большой неожиданностью, отпускать Феофана не хотели. Но все же прошение было удовлетворено, и святитель отправился в Вышенскую пустынь близ Тамбова. Через шесть лет он окончательно ушел в затвор.
В Священном Синоде не теряли надежды, что епископ Феофан все же откажется от уединения…
Игумен Тихон:
Евлампий, у себя ли Феофан?
Келейник Евлампий:
Как же, у себя, в келейке…Молится. Лучше не беспокоить.
Феофан Затворник:
Евлампий! Кто там? С кем шепчешься?
Келейник Евлампий:
Да вот, батюшка, игумен Тихон пришел!
Игумен Тихон:
Владыка, прости, что беспокою тебя в суете своей! Только я с письмом из Синода. Не мог не прийти.
Феофан Затворник:
Письмо, говоришь… И ведь, поди, знаешь, с чем?
Игумен Тихон:
Знаю. Синод предлагает тебе миссию в Японии. Важное дело и для церкви, и для государства.
Феофан Затворник:
Знаю. Хоть и в затворе я, а все равно слежу, чем люди в миру живут. Иначе какой я им советчик. А за советом ко мне идут и идут. Сам видишь, сколько паломников приходит в обитель.
Игумен Тихон:
Вижу… Только теперь, , дай и мне совет. Чего же мне Синоду ответить? Ждут они твоего решения. Долго ли думать будешь?
Феофан Затворник:
Евлампий, положи письмо на стол. Видишь, Тихон, сколько почты. Каждый день десятки писем. И на все ответить нужно. Отвечу и Синоду, как очередь дойдет. Только тебе Тихон сразу скажу: не поеду я никуда. И не уговаривай, как в прошлый раз.
Игумен Тихон:
Прости, , не смог тогда смолчать. Ведь Московскую епархию тебе предлагали. Честь какая…
Феофан Затворник:
Прости, Тихон, прости Христа ради. Строптивый тебе инок достался. Но выбор сделан. Я ищу покоя, чтобы предаться занятиям желаемым. И Церкви Божией служу, только иным образом. Польза от тех трудов не меньшая. На том и закончим. Меня люди ждут. Евлампий! Зови, тех, кто пришел.
Феофан Затворник действительно внимательно следил за тем, чем жила Россия. Нередко, находясь в затворе, он был более прозорлив, чем политики и военачальники. Оценивая действия войск в русско-турецкой войне, Феофан писал: «Зачем это наши, переходя Дунай, всегда возятся с крепостями? …Через взятие крепостей сколько народа гибнет! Надобно устроить только сильную блокаду, армии же идти далее без остановки…»
Считается, что святитель Феофан предсказал и грядущую революцию. За полвека до октября 1917 года Святитель предупреждал: «Пошло повальное неверие: Бога нет, человек - ком грязи… Материалистические воззрения все более приобретают вес… Силы еще не взяли, но берут. Неверие и безнравственность расширяются. Выходит, и мы на пути к революции.»
Феофан Затворник за годы уединения оставил много философских и богословских трудов и переводов. Переиздаются сборники его писем. Широко известна его мудрость: «Как не дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
Святитель Феофан скончался днем 6 января 1894 года. По свидетельству тех, кто облачал старца в архиерейские одежды и готовил к погребению, на лице почившего затворника появилась «блаженная улыбка».
Самая страшная ложь. Анна Жарая
Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это грех, поэтому врать не могла. Кажется, даже и не умела. Но лет в 14 у меня в жизни произошла история, за которую мне до сих пор стыдно. Я всё-таки обманула и совершила воровство.
В тот день собиралась к лучшей подруге на день рождения. К основному подарку решила добавить большое количество разных сладостей. Разложила в супермаркете 6 видов разных конфет по пакетам и пошла их взвешивать.
— Как же это дорого всё выйдет. Конфет так много... — думала я — и отказаться от них не могу — хочу Наде сделать приятное. А если попробовать один пакетик со сладостями приподнять на весах, чтобы стоимость получилась меньше? — пронеслась лукавая мысль в моей голове.
Я подошла к весам. Первый пакетик, второй, пятый — всё правильно взвесила, а вот на шестом... После некоторой паузы я всё-таки реализовала свой коварный план. В тот момент совесть меня не мучила. Я переживала лишь за то, чтобы не поймали на этой, пусть и небольшой, но краже.
Когда я подошла к кассе, спохватилась, что не учла один момент — продавщица каждый мой пакетик с конфетами начала снова взвешивать. Первый, второй, пятый... Моё сердце, казалось, выпрыгнет из грудной клетки. Было очень страшно. И уже стыдно.
Подошла очередь того самого шестого пакетика со сладостями, ворованными сладостями. Как вдруг кассир просто переложила его к остальным покупкам. Она не стала проверять вес. Она поверила мне. Она поверила, что, если предыдущие 5 пакетиков были взвешены честно, то, наверняка, и с шестым всё в порядке.
Я ничего не сказала, забрала продукты и вышла из магазина. Но как же мне было стыдно! Не сколько от того, что я обманула — украла эти несколько конфет, а от того, что я обманула тогда, когда мне доверяли.
До сих пор кажется, что, если бы меня поймали на обмане, было бы не до такой степени стыдно и дурно, как после того, как мне просто поверили. Ложь сама по себе ужасна, но ложь на доверии, на мой взгляд, самая страшная.
Если бы тогда продавщица меня отругала, я бы расстроилась и даже, возможно, разозлилась. Но не уверена, что после не повторила бы такую авантюру.
Господь меня поучил иначе — через голос совести. К каждой душе у Него отдельный собственный ключик. Кому-то требуется сильная встряска и порицание. Кому-то — вот такая ситуация, где тебя никто открыто не ругает, скорее — наоборот, но, при этом — невыносимо тяжело на душе от своего поступка.
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Праздник непослушания. Анна Жарая
Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать своего духовника.
У меня есть подруга Ольга. Она часто приезжает трудницей в монастырь, где подвизается её духовник. Там ей, как правило, дают одно и то же послушание — работу с облачениями в ризничной. Но как-то раз духовник благословил её идти помогать в соборе.
— Как в собор? В ризнице полным-полно работы, отец Феофан, нам нужно срочно гладить облачения, — не согласилась Оля.
— Сегодня в ризнице справятся без тебя, иди, пожалуйста, помогай в храме, — спокойно ответил священник.
«Ничего-то он не понимает — возмущалась про себя девушка — я же знаю, что действительно сейчас нужно! Всё равно пойду в ризничную. Батюшка потом поймет, что так лучше».
И Ольга направилась в ризницу. Достала облачения. И приготовилась их гладить. Много работы предстояло. Батюшка, вероятно, просто об этом не знал — уговаривала она себя.
Не прошло и пяти минут, как вдруг полностью выключилось электричество. А без него как гладить? Позвали специалиста, всё починил, заработало.
Прошло еще 15 минут и снова свет выключился. Опять пришел электрик, опять все восстановил. Так повторилось 4 раза. Мастер вынес вердикт: «Выбивает пробки. Слишком много электроприборов включаете одновременно».
— Этого не может быть! — недоумевала Оля, — мы включали только два утюга. Всегда так работаем. Раньше ничего подобного не случалось.
— Действительно странно... от утюгов пробки здесь выбивать не станет, — растерялся электрик.
Весь оставшийся день Оля пробегала в суете с неработающими утюгами и только лишь к концу дня вспомнила о разговоре с батюшкой. Конечно, утверждать, что эта цепь совпадений есть некое наставление от господа, сложно, мы не знаем Его промысла о нас. Но подруга сделала вывод о важности послушания. Что именно ослушавшись священника, в итоге не успела сделать ничего ни в ризничной, ни в соборе.
И я чувствую, что жизнь с послушанием течет с Божией помощью слаженно и ровно. Да, не без трудностей, не без препятствий. Но, как правило, разрешается всё благополучно. Если же наоборот — что ни день, то «праздник непослушания», — всё начинает идет сумбурно и не понятно, куда. Ведь Бог видит всю нашу жизнь, Он вне времени. А сами мы смотрим только с нашей, как говорил отец Дмитрий Смирнов, кочки зрения. А с кочки что увидишь?
Господи, да будет воля Твоя, а не моя!
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Правило полностью. Анна Жарая
В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой необходимости в этом не видела. «А зачем столько времени тратить на длинный, сложный для восприятия текст, если можно помолиться кратко?» — думала я.
Два года назад стала посещать Молодежные встречи в своем приходском храме. В очередной раз мы собрались на беседу накануне Великого поста.
Священник, отец Илья, в тот день строго сказал: «Со следующей недели необходимо начать молиться утренним и вечерним правилом тем, кто никогда этого не делал».
Я начала с ним спорить:
— Батюшка, я не буду успевать, у меня очень большая нагрузка на работе. Можно я буду слушать аудио молитв во время сборов или в дороге?
— Нет, Аня. Неужели так сложно проснуться на 15 минут раньше обычного, чтобы уделить время Богу и попросить Его благословения?
Мне пришлось смириться и всё-таки начать выполнять наставление батюшки. Это было тяжело. Мне, в принципе, сложно просыпаться утром. А теперь необходимо было это делать ещё и раньше обычного. Но другого выхода не было. Я знала, что благословение священника выполнять необходимо, поэтому, изо дня в день, старалась вычитывать правило. Именно вычитывать. Сначала я делала это формально, а потом уже более осознанно стала молиться, вникая в смысл написанных слов.
Спустя некоторое время, стала замечать, что живётся мне радостней, чем обычно. Пропала апатия, а эмоциональных и физических сил становилось все больше. Я предположила, что, возможно, это начало происходить с того момента, когда взялась исполнять утреннее и вечернее правило полностью.
Кроме того, меня удивил ещё один факт. Я — эмоциональный человек. Вспыльчивый, раздражительный. Но после молитвы я чувствую себя очень спокойно. При внешнем шуме и суете, на душе очень тихо и радостно. Именно радость стала самым ярким чувством внутри меня. И, слава Богу, продолжает им быть.
Я очень рада, что два года назад я всё-таки послушала священника и, таким образом, узнала рецепт истинной радости мира в душе. Молитва — это наше общение с Богом. Мы просим Его быть рядом, вести нас ко спасению. И Господь дает благодать. Просто нужно потрудиться. И тогда молитва станет органичной и уже незаменимой и необходимой частью жизни!
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение