
С утра и до самого полудня на улицах деревни Власиха, что в Алтайской губернии неподалёку от города Барнуала, было необычайно тихо. Ребятня не бегала по улицам с гомоном и криками, не забиралась в чужие огороды, не дралась и не задирала прохожих. Каждый день поутру мальчишки и девчонки, которым уже минуло шесть лет, устремлялись к большому деревянному дому на самой окраине деревни. В нём жил молодой человек по имени Василий Константинович Штильке. Он учил власихинских ребятишек грамоте.
Василий Константинович приехал во Власиху в 1876 году. Окончив гимназию, он поступил в Петербургскую медицинскую академию, однако на втором курсе был отчислен за неуплату — мать, овдовев, больше не могла финансово поддерживать сына в столице. Штильке пришлось возвратиться под крышу родительского дома, в котором он, однако, не собирался праздно проводить время. Узнав, что в селе множество крестьянских детей школьного возраста, а школы — нет, Василий Константинович объявил: все, кто желает выучиться грамоте, счёту и письму, могут приходить к нему в дом. Он ежедневно будет давать бесплатные уроки.
Желающих оказалось куда больше, чем Василий Константинович мог предположить! Не только дети, но и многие взрослые захотели учиться. Штильке не отказывал никому. Вскоре к нему стали приходить ученики из окрестных сёл и деревень. Места в доме стало не хватать. И Василий Константинович стал добиваться открытия во Власихе бесплатной сельской школы.
Губернские власти его идею одобрили. Однако всё упиралось в средства. Финансировать открытие новой школы казна была не готова. И тогда Штильке решил сам искать необходимые для этого деньги.
Не жалея времени и сил он принялся обходить дома состоятельных сельчан с просьбой пожертвовать на устройство школы. Штильке удалось собрать полторы тысячи рублей — суммы хватило на строительство удобного, просторного здания с учебными классами. Первое время Василий Константинович преподавал в школе один; потом всё-таки удалось добиться у властей субсидии на содержание маленького штата учителей.
Скоро Штильке снова обратился к уездной общественности с просьбой о пожертвованиях. На сей раз он задумал открыть при школе домовую церковь и устроить в селе бесплатную общественную библиотеку. Василий Константинович с таким энтузиазмом взялся за дело, что меньше чем через год эти его идеи полностью воплотились в жизнь.
Вскоре после этих событий Штильке перебрался на постоянное место жительства в Барнаул, где продолжил активно выступать за доступное образование для бедного населения. Он учредил в городе Общество попечения о начальном образовании, которое занималось сбором средств для открытия новых школ и училищ, где могли обучаться в том числе дети из неимущих семей. В 1885 году при поддержке Общества, руководил которым Василий Константинович, в Барнауле открылась Нагорная школа, которая стала самым крупным учебным заведением города. В 1891-м было открыто отделение школы в Зайчанской слободе. Помещение для него предоставил сам Штильке, разрешив вести занятия в своём доме. К 1896 году, когда количество учеников значительно увеличилось, Василий Константинович исхлопотал у Городской думы средства на строительство отдельного здания. В Зайчанском отделении обучались дети из самых беднейших слоев городского населения. Штильке организовал масштабный сбор средств для того, чтобы этим детям были обеспечены бесплатная одежда и питание.
Василий Константинович способствовал открытию при Нагорной школе обширной библиотеки, в которой сам трудился, отдавая жалованье на нужды беднейших учеников школы.
Скончался Василий Штильке в 1908 году в сравнительно молодом возрасте — ему было всего пятьдесят три. Жители Барнаула называли его смерть огромной потерей. Они и сегодня не забывают того, что сделал для города этот неутомимый человек. Его имя носит одна из улиц Барнаула; городская администрация учредила премию имени Василия Штильке, которую вручают школьным учителям за верность профессии.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема