- 22 июня 1941 года: знало ли руководство страны о готовящемся нападении?
- Не заботьтесь, что вам есть и что пить, — сказано в Евангелии. Стоит ли понимать буквально эти слова?
- Если мы жертвуем на дела милосердия 50, 100 или 200 рулей, то как эти деньги могут спасти чью-то жизнь?
- Деникин — командующий армиями Западного фронта, Колчак — больше не руководит Черноморским флотом... Во что вылились кадровые перестановки в армии 1917 года?
- Выпускные у школьников: как помочь уже взрослым людям пережить переход в новую жизнь и не застрять в вечном детстве?
- Интеллигенция и революция: новый курс лекций в Академии «Фомы»
Живая история.
А. Митрофанова
В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, чьими руками тогда делалась история. В июне 17-го года стояла густая жара, города плавились под солнцем. Хотя кипели они не только поэтому – революционные настроения в Петрограде, Москве и других крупных и малых городах не то что не стихали, а наоборот, набирали обороты. Большевистская риторика при этом становилась все более популярной. И все это происходило на фоне Первой мировой войны, в которой Россия по-прежнему принимала участие. Примерно в это время в армии произошли важные кадровые перестановки. Командующим западным фронтом был назначен Антон Деникин, а Александра Васильевича Колчака сняли с командования флотом. Что это значило и к чему привело? Узнаем у эксперта. И на связи с нами Василий Цветков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета и один из постоянных авторов журнала «Живая история». Добрый вечер, Василий Жанович.
В. Цветков
– Здравствуйте.
А. Митрофанова
– Что происходит, объясните, пожалуйста, в 17-м году в российской армии. И с чем связаны такие кадровые перестановки: адмирал Колчак больше не командующий черноморским флотом, а Антон Деникин, напротив, стал командующим армиями на Западном флоте.
В. Цветков
– Ну в общем и целом это уже остаточные явления так называемой первой волны чисток в армии. Первая волна, она началась еще в марте – в апреле и была связана уже с такими сугубо политическими причинами, прежде всего с степенью лояльности революционным преобразованиям, демократизацией армии. Поскольку как раз отставка Колчака была связана с событиями мая 17-го года в Севастополе, это знаменитый бунт, во время которого Александр Васильевич демонстративно выбросил свое наградное оружие с борта корабля в море, чтобы оно не досталось матросам. Это жест такой достаточно известный, знаменитый даже в чем-то. Ну и не сойдясь, таким образом, с демократическими матросами Черноморского флота, он отправляется в отставку. Но хотя отставкой это, может быть, в полном смысле назвать нельзя, потому что следующий за этим шаг как раз это отправка его в Соединенные Штаты Америки, в командировке с делегацией как раз офицеров, в том числе известный тоже сын адмирала Макарова, для консультации по вопросам проведения операции той самой, которую собственно сам Колчак и мечтал, и готовил ее. Поэтому, наверное, в чистом виде отставкой полной считать это не стоит. А вот что касается Деникина, то здесь несколько сложнее. Дело в том, что со стороны действительно, может быть, покажется, что назначение на должность главкома армиями Западного фронта это некий служебный рост. А на самом же деле нужно учитывать просто то, что Деникин до этого занимал должность начальника штаба верховного главнокомандующего, то есть это второе, по сути, лицо служебной иерархии, а верховным главнокомандующим в апреле – мае был генерал Алексеев. И как раз вот эта вот алексеевская команда, собственно Деникин стал, наверное, самым таким близким доверенным лицом генералу Алексееву. И отставка генерала Алексеева, которая тоже была связана с тем, что он не сумел договориться с Временным правительством в данном случае, ну и естественно, и с армейскими комитетами в том числе, и отставка Деникина, вернее ну как сказать, перевод вот его на должность строевую, то есть уже на командующего Западного фронтом – по сути это не столько усиление, сколько ослабление армии. И связано это вот, как я уже сказал, именно с политическими причинами. А вторая чистка, вторая волна, она еще будет впереди, это будет уже как раз связано с корниловским выступлением. И вот обе эти чистки по политическим мотивам, и апрельско-майская, и будущая августовско-сентябрьская, они окончательно добьют командный состав армии и, по сути, расколют русскую армию на две противоборствующие части, позднее уже ставшие «красными» и «белыми» в эту гражданскую войну.
А. Митрофанова
– Невероятно больно сейчас, конечно, это все осознать, потому что понимаешь, как иначе могла бы история повернуться, если бы эти люди, возможно, остались на своих местах и возможно, если бы им удалось предотвратить ту анархию или удержать в своих руках бразды правления, Колчаку на флоте, а Деникину соответственно в ставке. Это была бы другая война, другой итог войны. Возможно, другой итог войны гражданской.
В. Цветков
– Возможно, да. Потому что вообще оба они – и Деникин, и Колчак – это молодой генералитет, молодой, энергичный генералитет, это выдвиженцы, по сути, не столько революции, вот иногда их считают революционными выдвиженцами, а по большому счету это выдвиженцы еще вот тех событий, тех боевых операций, которые проводила русская армия в 16-м году. Это были периоды побед, это были периоды успехов. Неслучайно с Колчаком сам государь император связывал надежду на успех операции по присоединению к России Босфор и Дарданеллы, по взятие Константинополя, Стамбула. То есть это люди, которые имели таланты, безусловно, имели военные способности и имели, наверное, очень большое желание быть полезными нашему Отечеству, нашей родине, но вот они оказались невостребованными в такой ситуации. Но это еще не самое страшное, потому что самое страшное будет впереди, когда Колчак вообще окажется ненужным, за границей, а Деникин, как известно, окажется под следствием, заключенным в Быховской тюрьме по знаменитому делу Корнилова.
А. Митрофанова
– Ну что же, спасибо вам за комментарий.
В. Цветков
– Да, спасибо вам.
А. Митрофанова
– Василий Цветков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета и один из постоянных автором журнала «Живая история» был с нами на связи. До свидания.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер