У меня есть подруга — преподавательница английского языка. Недавно она обратилась ко мне с просьбой смонтировать для неё видеоролик для какого-то школьного конкурса.
— Ты, не переживай, — говорит, — я тебе заплачу. Сколько будет стоить твоя работа?
— Нисколько, — отвечаю я. — Это не работа. Я просто так тебе помогу.
Но подруга не унималась. Она долго предлагала мне какую-то сумму. Даже в карман пыталась сунуть несколько аккуратно сложенных купюр. И как я не пыталась ей объяснить, что не могу, не умею, брать деньги с друзей, она ни в какую не соглашалась принять мою помощь просто так, бесплатно. В итоге, всё-таки купила мне большущую коробку английских конфет и пачку дорогого китайского чая. И только потом успокоилась.
История бытовая. Всем знакомая. Кого из нас не учили в детстве родители: человека обязательно нужно отблагодарить. Но можно ли принимать благодарность от друзей? Наверное, можно, если это: светящиеся глаза, радостная улыбка или просто пожатие руки с дружественным «Спасибо, ты настоящий друг». Материальная же благодарность больше похожа на способ откупиться, не чувствовать себя в долгу. Это как быстрая реализация всем известного «за мной не заржавеет».
Оба раза, когда муж забирал меня из роддома, в качестве благодарности он оставлял медсёстрам по небольшой денежке. И никому это жест не казался чем-то неуместным или смущающим. Это было вот то самое — вознаграждение. Комплимент, как принято сейчас говорить. Но делать материальные комплименты людям, с которыми ты едва ли когда-нибудь ещё в жизни встретишься, и платить за помощь друзьям, с которыми, может, тебе ещё ни один пуд соли придётся вместе съесть, — это совсем не одно и то же.
Потому-то и смотрю я сейчас на этот чай в холщовом мешочке и на эти конфеты с супер-вкусной начинкой, и думаю: надо бы пригласить подругу в гости и угостить её всеми этими вкусностями из-за границы. Тем более что и повод есть: наш с ней видеоролик прошёл в финал. Подруга непременно будет об этом рассказывать с нескрываемым удовольствием. А я, также с нескрываемым удовольствием, буду смотреть в её счастливые глаза, и думать: вот это и есть для меня её самая большая благодарность.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема