Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

По сей день находятся люди, которые смотрят на Христа как на революционера – который перевернул с ног на голову ветхозаветные предписания, разрушил установления Закона Моисея и на этих руинах создал собственную, новую религиозную систему. То, что мы только что слышали у евангелиста Матфея, помогает избежать такого глубоко ошибочного мнения. Христос – совсем не революционер. Он не противостоит ни закону, ни обычаям, ни даже фарисейскому подходу к благочестию. Он всего лишь правильно расставляет акценты и отказывается возводить на пьедестал то, что является всего лишь инструментарием – а не объектом поклонения. В каком смысле праведность простых людей могла превзойти праведность книжников и фарисеев? Ведь само по себе это утверждение – абсурдно: фарисеи были религиозной элитой, книжники – учёной аристократией, куда обычному человеку доступ был практически невозможен? Однако речь здесь о чем-то ином – и это раскрывают следующие строки. Своими словами Христос объясняет не то, как следует применять тот или иной закон – чем постоянно и занимались книжники и фарисеи – а указывает на самое существо, на суть того или иного предписания. Убивать законом запрещено: тот, кто нарушит этот запрет, осуждается как преступник. Всё вроде бы просто и понятно. Но каждый из нас знает, что убивать можно не только оружием, но и словом, и отношением, и даже безразличием! Однако всё это с формальной точки зрения не является нарушением закона: человек-то вроде бы как и жив, и на теле его нет никаких ран или ушибов – а то, что ему и жизнь-то немила – так это его проблемы! Именно против такого формального, безжизненного прочтения Закона и выступает Спаситель. Главное, вокруг чего выстраиваются запреты и указания Закона – благо человека как носителя образа Божия, уникального существа во всей Вселенной, способного к непосредственному Богообщению. Но для Бога отношения между людьми настолько значимы, что пока люди находятся в состоянии вражды, не примиряются друг с другом – ни о каком Богообщении и речи быть не может. Ближний – это единственный мост, по которому только и можно двигаться к Небесам, к Всевышнему. Да, он шаткий, ненадёжный, требующий постоянного ремонта и поновления, его нельзя оставить без внимания ни на минуту – чтобы не рухнуть – но другого моста нет. В послании апостола Иоанна Богослова эта мысль выражена очень ярко: как можно любить Бога, Которого не видишь – и тут же ненавидеть твоего брата, которого видишь и который рядом с тобой? Вот почему одно из однозначных условий участия человека в Таинстве Причащения – примирение с ближними. Не будет толка от Божественных Таинств, если в душе – обида и претензии, гонор и злоба. В таком состоянии к Чаше – ни в коем случае приступать нельзя!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!