
Фото: Jonny Gios/Unsplash
В жаркий полдень Мария вышла на борт корабля, плывшего из Александрии в Иерусалим. Когда она узнала о том, что в Иерусалиме будет большое стечение народа по случаю какого-то христианского праздника, её охватило странное предчувствие. По своему обыкновению она приняла его за жажду любви и наслаждений и приказала снарядить её в дорогу. Капитан с большой охотой взял её на корабль. Изнеженная, богатая египтянка, красивейшая в Александрии блудница, редко вставала в столь ранний час. Но сегодня Марии предстояла охота. На корабле еще оставался один человек, путешественник, который не только не подошел к ней, но даже глаз своих не поднимал на нее. И великая александрийская блудница решила во что бы то ни стало соблазнить этого странника. В то утро он стоял на палубе один, обратив свой взгляд на восток. Мария подошла ближе и, выждав минуту, заговорила с ним:
Мария:
Куда держите путь, достопочтенный господин?
Мужчина:
…В Иерусалим. На праздник Воздвижения Святого Креста.
Мария:
Ах, так вы христианин? Любопытно! Мне нравится говорить с христианами. Вы ведь все проповедники? А правда, что ваш Учитель не гнушался таких женщин, как я? Он прощал им грехи, учил их…
Мужчина:
Да, Христос говорил, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные»…
Мария:
О, мой господин, я больна! Я так больна! Если бы Вы знали! Последуйте же примеру своего Учителя! Просветите мой разум! Откройте мне истину! Я жажду познать истину!
Мужчина:
Вы не готовы познать истину.
Мария:
Что же я должна сделать?
Мужчина:
Покаяться. Богу сердце сокрушенное нужно, а не пустые слова.
Мария:
Я каюсь, господин! Так каюсь! Я расскажу Вам о своей жизни! Я так страдаю, господин мой! В 12 лет меня совратили! И с тех пор мне ничего не оставалось, кроме блуда! Спасите меня! Пойдемте! Пойдемте ко мне, я расскажу Вам…
Мужчина:
Расскажешь это священнику. Я не вправе давать тебе отпущение грехов…
Мария:
Ты чуждаешься меня? Ты презираешь меня! Но разве грехи плоти так страшны? Мне говорили, Христос учил: кто возлюбил много, тому многое прощается! Знаешь ли ты, сколько я любила? Но люди не ценят моей любви!
Мужчина:
Оставь меня, женщина! Ты не ведаешь, что говоришь!
С этими словами христианин скрылся в каюте. Египтянка прошептала проклятие и продолжала стоять на палубе, размышляя, как соблазнить его по приезде в Иерусалим. На праздник Воздвижения Святого Креста в храм стекалось великое множество народа. Мария, полная нечистых помыслов, пробиралась через толпу верующих, чтобы проследовать в храм за знакомым мужчиной – единственным, отвергшим её любовь. Вдруг при входе что-то оттолкнуло её. Обвинив в этом кого-то из толпы, Мария вновь стала прокладывать себе путь к храму. И снова она была отторгнута чьей-то невидимой рукой, да с такой силой, что, споткнувшись, она упала на ступени. Приняв это как вызов, Мария в третий раз попыталась проникнуть в храм, но и на этот раз какая-то неведомая сила оттолкнула её от входа. Мария отошла от лестницы и долго не могла понять, что произошло. Вдруг взгляд её упал на икону над входом в храм. Оттуда смотрели на неё чьи-то скорбные глаза. Это была Она, другая Мария, Пречистая Богородица, Приснодева, с нежностью и болью прижимавшая Божественного Сына к груди. И Мария, блудница, соблазнительница, жившая 17 лет одним лишь развратом и наслаждениями плоти, поняла все.
Христианин, плывший с Марией на корабле, вместе с толпой паломников вошел в храм. С великим смирением он подошел к Святому Кресту. Вдруг он увидел то, во что невозможно было поверить! Под распятием распростерлась женщина. Поза её выдавала великое отчаяние. Она рвала на себе волосы, причитала и рыдала так горько, что невольно становилось жаль её. Он узнал её, это была Мария! Великая александрийская блудница! У ног Спасителя! В эту минуту Мария подняла голову и увидела его. Лицо её исказилось от ужаса, она бросилась к ногам христианина, прося у него прощения. Он попытался поднять её, но Мария, закрыв глаза руками, выбежала из храма. За Иордан. Как ей и было сказано в ту минуту. Юноша понял все. «Душа пропадала и нашлась», - подумал он и с ликованием воздал хвалу Господу. Жизнь Марии Египетской как мечом была рассечена надвое одним событием – приходом в иерусалимский храм. Первые тридцать лет она жила жизнью блудницы, остальные пятьдесят – жизнью святой. В тот момент Мария решила покончить с прошлым. Господь указал ей место подвига – пустыню за Иорданом. Там она провела в полном одиночестве многие годы, питаясь одними кореньями. Через сорок семь лет Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря. Подвижница поведала ему всю свою жизнь и попросила прийти к ней через год со Святыми Дарами для причастия. Через год Мария пошла к старцу Зосиме по воде и, приклонившись перед ним, как перед образом Господа, причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!». Через год, в 522 году, старец Зосима пришел на то же место и нашел Марию отошедшей к Богу. Рядом на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». После этого старец поведал инокам и игумену все, что услышал от смиренной пустынницы. Преподобная Мария Египетская показала своим житием пример глубокого искреннего покаяния, приносящего великий плод, и вдохновила многих христианских подвижников и молитвенников, аскетов и пустынников.
Псалом 94. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 94. На струнах Псалтири
1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же;
5 Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой".
Маленькие шаги - тоже шаги. Светлана Чехова

Порой нам кажется, что-то недостижимым, непостижимым и невозможным. Что-то таковым на самом деле и является, но я также для себя открыла, что все большое и великое начинается с ежедневных маленьких шагов. И в итоге оказывается достижимым.
Когда я только начинала бегать, не могла пробежать и более 500-т метров. Переходила все время на шаг и думала, что никогда не смогу осилить марафон. Но каждое утро вставала и бежала. Задыхалась, останавливалась, хотела все бросить, но все равно бежала. К своему удивлению через некоторое время я пробежала свой первый марафон.
Святые в поучениях подчеркивали, что духовный рост — тоже своего рода марафон, а не спринт. Важно не ставить перед собой невыполнимые задачи, а делать маленькие шаги каждый день, стремясь к Богу и преображению своей души. Эти маленькие шаги, кажущиеся незначительными, со временем приводят к значительным результатам и приближают к Царству Небесному.
Святитель Феофан Затворник советовал начинать духовную жизнь с малого: установить для себя небольшое молитвенное правило, читать понемногу Священное Писание и жития святых, стараться быть внимательным к своим мыслям и чувствам. Он подчеркивал, как важно не перегружать себя сразу большими подвигами, а постепенно увеличивать меру усилий, чтобы не потерять ревность и не впасть в уныние.
Так случилось и с моим воцерковлением. Поначалу я просто стала заходить в храм поставить свечку. Смотрела на иконы, делилась с Богом и святыми своими переживаниями. Потом решила как-то отстоять всю службу. Сказать, что это было непросто — ничего не сказать. У меня ломило поясницу, ноги были ватные, мысли блуждали где угодно, но не фокусировались на молитве, почти ни одного слова я не понимала. Но во мне происходило нечто, что заставляло снова и снова идти на маленькие подвиги. Что-то давало такую радость, которую ничто ранее не могло мне вызвать.
Дальше я решила попробовать держать пост. Первую постную среду я продержалась ровно до обеда, а следующую постную пятницу рука не вылезала из пакета с постными пряниками. Сегодня я научилась ограничивать себя в еде во время поста и могу обойтись водой в строгие дни. Но не потому, что имею сильную волю, все это происходит по безграничной милости Божией ко мне и благодаря мои небольшим, но постоянным усилиям в этом направлении.
Как говорил священник Александр Ельчанинов, «Всякое, даже самое слабое, даже вынужденное устремление к Богу даёт живой, неопровержимый опыт Его любви». Я заметила, что порой делаешь, делаешь, — не получается. Но Господь, как говорят, и намерение целует. И постепенно, незаметно всё становится доступным и достижимым. С Божьей помощь, с помощью святых и твоим собственным ежедневными стараниями, маленькими шагами.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» описывает восхождение к Богу как постепенный процесс, состоящий из множества ступеней. Каждая ступень требует от человека усилий и преодоления себя. Невозможно сразу достичь вершины, но каждый шаг вперед приближает к цели. Падения неизбежны, однако, важно не отчаиваться, а подниматься и продолжать свой путь.
Каждый день мы делаем выбор, который влияет на будущее. Важно помнить, что даже незначительные усилия, совершаемые с верой и любовью, приближают человека к Богу и помогают ему обретать подобие Христа.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение