Эту историю поведал мне мой друг, отец Анатолий. В характере его сочетались удивительные качества: какое-то мальчишество и озорство, и в тоже время необычайная серьёзность, особенно по отношению к богослужению. Ко всему прочему, внешность его весьма живописна: ростом за 190, светло-голубые глаза, длинная прямая борода с проседью и такие же длинные волосы-одним словом не иначе как сын северных морей и норвежских фьордов!
Как то, несколько лет тому назад, решил он благоукрасить небольшую площадку перед храмом. Установить крест, наподобие поклонного. Нанял для этого дела рабочих. Они взялись за дело споро, но видимо отнеслись к этому легкомысленно. Спустя некоторое время, основание креста дало осадку и как следствие — трещину, крест упал и сломался.
Конечно, батюшка был расстроен, увидев, что работа была проведена некачественно. Следует дополнить ещё, что сам храм этот находится в скиту и так запросто и быстро туда не добраться.
Но мой друг не из тех людей, которые при виде каких либо трудностей сразу падают духом или сдаются. В скиту недавно случился пожар, который уничтожил добрую половину жилых построек, но этим только закалил твёрдый характер отца Анатолия. Он не опустил руки, а стал понемногу восстанавливать обитель. Так было и в этот раз. Он поехал искать рабочих в ближайшие сёла. Как раз, дачный сезон был в самом разгаре и шанс найти на несколько дней специалистов, был вполне реальным.
Случилось ему проезжать мимо двора, в котором как раз такие мастера расположились на обед. Отец Анатолий остановился, вышел из автомобиля, поприветствовал рабочих, и поведал о своей проблеме. Рабочие почтительно выслушали его и тут же поинтересовались, как далеко находится его скит. А был он в километрах 6-7 от их места работы. Посовещавшись между собой на своём языке (а были это наши единоверцы из солнечной Молдавии), решили тут же ехать с батюшкой, не откладывая в долгий ящик.
Уже на месте, рабочие начали прикидывать, что да как. Стали демонтировать конструкцию. Немалое удивление постигло моего друга, когда они решили тяжеленный крест донести на себе до села, в котором трудились.
Спустя небольшое время, крест был привезён обновленным, да еще и ссопутствующими материалами для его установки. Предложения батюшки в покупке стройматериалов были отклонены. Работа по восстановлению продолжилась слаженно и быстро, только теперь это было сделано очень качественно и профессионально. Мой друг всё никак не мог нарадоваться и весь светился от переполнявших его эмоций.
Когда работа была закончена, отец Анатолий с большим волнением думал, какую же сумму придётся заплатить за этот труд? Все дело в том, что после пожара скит особенно нуждался в средствах и свободных денег у батюшки не было.
Но когда наступило время расплатиться, ответ бригадира его поразил:
— Батюшка! Вы что нас обидеть хотите? Для нас за честь потрудиться в Вашей обители и установить Святой Крест!
Единственное, о чём они попросили отца Анатолия, так это помолиться о них и об их близких, находящихся за тысячи км от этого скита.
После описанных событий, в ближайшее Воскресение бригада пришла в скит на службу в полном составе. И когда они подходили ко Святой Чаше, отец Анатолий почувствовал к ним настоящее родство. Даже большее, чем к родственникам.
В этой истории, возможно, нет чего-то особенного или удивительного. Но, нам нужно научиться замечать такие поступки людей, которые являют нам пример удивительного боголюбия и духовной чуткости, напоминая слова апостола, что «во Христе нет ни эллина ни иудея...но все и во всём Христос».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер