Если сесть на электричку на Курском вокзале, то через два часа будешь уже в Серпухове. Сколько же времени добирался до Серпухова, что за 100 верст от Москвы, инок Варлаам? Полдня, наверное, не меньше. Тогда, в 14 веке, Серпухов был южным форпостом молодого Московского княжества. На высоком берегу Оки стояла тогда мощная деревянная крепость, ограждавшая Москву от набегов монголо-татар. Посланный митрополитом Алексием Варлаам имел одно важное задание – найти подходящее место в окрестностях Серпухова для строительства монастыря.
А началось все с чудесного явления. Услышал митрополит Алексий во время молитвы голос от иконы Богородицы: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю где его построить!». И опять услышал: «В пределах града Серпухова; там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Святитель, повинуясь воле Божией, поручает своему келейнику Варлааму отправиться в Серпухов и, отыскав то место, возвратиться с докладом.
1360 год. Москва.
Митрополит Алексей:
Ну, расскажи мне, брат Варлаам, как ты исполнил мое поручение! Отыскал ли ты место для монастыря и каково оно?
Варлаам:
Да, господин мой, есть в окрестностях Серпухова чýдное место на холме, покрытом глухим бором, а под холмом сходятся реки - Ока с Нарой. Решил я на том месте на ночлег расположиться и услышал в ночи звон необычный – будто звенят сосуды железные и медные. И видел я видение чудесное, о котором не могу сейчас сказывать, а только, когда придет час кончины моей.
Митрополит Алексей:
Добро, Варлаам. Видно, угодно Богу на месте том монастырь имети… Но будет тебе от меня еще одно благословение. Поезжай-ка ты, снова в Серпухов и стань строителем того монастыря. А назовется монастырь «Владычним», во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Варлаам:
Отче святый, помолись обо мне и совершу все, как ты повелел.
Варлаам был строителем монастыря и руководил братством обители 17 лет. Когда приблизилось время его кончины, он послал к святителю Алексию и просил сказать ему: «Сам ты соорудил монастырь, и церкви сам освятил, молю, и меня погреби своими руками». Святитель поспешил в Серпухов.
Митрополит Алексей:
Вижу, брат Варлаам, призывает тебя Господь к Себе. Но помнишь ли свое обещание, рассказать мне о видении чудесном?
Варлаам:
Страшно мне, господин мой, рассказать такое. А написать не могу – слеп совсем.
Митрополит Алексей:
Принесите трость, чернила и свиток. Да давайте, братия, помолимся усердно!
Как повествует летопись: «Тотчас Варлаам прозрел и начал писать:
- Видел я ангелов, держащих обитель, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням поднималась Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм».
5 мая 1377 года Варлаам, простившись с братией, отошел ко Господу. Святитель Алексий совершил над ним обычное погребение.
Варлаам завещал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы».
Сегодня его святые мощи – там же, перед Введенским собором. Рядом с крестом преподобного Варлаама – никогда не гаснущая лампада. А икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная по образу видения преподобного Варлаама, в продолжении многих веков является главной святыней монастыря и почитается как чудотворная.
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.