Книга детского поэта, просветителя и педагога – петербуржца Михаила Яснова «Путешествие в Чeдетство» (две первых буквы в экзотическом слове-неологизме – заглавные) – издание для взрослых. С подзаголовком: «книга о детях, детской поэзии и детских поэтах». Она вышла в Питере, в 2014 году.
Это и странички истории, и учебник по современной детской литературе, и живой биографический словарь наших достижений, и своеобычный мастер-класс – тут все вместе. Но это еще – и большое СПАСИБО своим товарищам «по цеху», и ушедшим и живым, за радость учиться друг у друга и обогащать друг друга.
Многое из вошедшего сюда – ранее публиковалось. Есть тут и девять отступлений на самые неожиданные темы.
Голос любимого детского поэта, педагога и подвижника, узнаётся мною с ходу.
Правда, нигде не читал я того, что автор поместил в первое из девяти своих отступлений. То есть – рассказа о себе самом, о его собственном детстве.
Заветные буквы Ч и У отнюдь не сопровождали это детство, с утра до вечера. Скорее, иногда вспыхивали и то долго, то быстро – гасли.
«…Моей маме запретили рожать. Я был поздним ребёнком. За спиной отца была война и контузия. За спиной матери – эвакуация и голод. Когда маме было восемнадцать, она попала под лошадь и всю последующую жизнь ходила в корсете. В молодости она закончила курсы медсестёр – это было её единственное образование. Нас оказалось много, родившихся в сорок пятом, в сорок шестом. Мы дети войны.»
Вспоминаю любимые Михаилом Ясновым слова поэта Шарля Бодлера: «Гений – это четко сформулированное детство». Те самые заветные буквы «ЧУ», – которые Яснов подарил самому главному «периоду человеческого развития» – детству (да, может и не своему собственному, но детству своих маленьких читателей) – подтверждают слова Бодлера.
Только надо приложить душевные силы и отпущенный тебе талант.
«…В Чудетство откроешь окошки – / Счастливень стучит по дорожке…»
Это строчки Михаила Яснова из его стихов для детей.
Я нарочно не называю имен многих детских писателей, украсивших взрослую книгу Яснова, о которой говорю, – автор рассказал обо всех с пристальной любовью, обнаруживая отличное знание разных сторон чужого таланта. Тут есть – все. Или – почти все.
…Я просто хотел сказать: чтобы такая «книга о детях, детской поэзии и детских поэтах» возникла, должен был появится чуть менее семидесяти лет тому назад в Ленинграде болезненный мальчик Миша Гурвич, которому еще только предстояло стать Михаилом Ясновым.
«…Ещё одно из самых ранних воспоминаний: сижу на высоком деревянном стульчике перед столом. На груди повязан слюнявчик. На столе передо мной стоит тарелка с отвратительной кашей. Вижу, как алюминиевая ложка зачерпывает кашу и плывёт к моему рту. И слышу мамин голос:
Ехали медведи
На…
– ложка отправляется в рот –
…велосипеде.
…Так уже в младенчестве в меня входило рифменное ожидание, и связано оно было чуть ли не с физиологией: ложка каши проглатывалась «под рифму». Потом я понял, что именно так образуются в душе зачатки вкуса, меры и такта, что воспитанная подобным образом любовь к поэзии подразумевает (по крайней мере, должна подразумевать) богатство чувств. И это главное, к чему может привести поэтическое воспитание, о котором ныне снова так часто приходится говорить…»
А заветную свою мысль автор унес на последние страницы. «У нас уже давно есть национальная идея, способная объединить всех от мала до велика, – пишет Михаил Яснов. – Это детская литература, детская поэзия… Неспроста же именно ей оказалось по силам пробуждать объединяющие всех чувства – любви, сострадания, совершенствования, то есть чувства понимания и удовольствия, которые так необходимы детям в общении друг с другом и со взрослыми…»
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема