Недавно при мне в школе разговорились две мамы. Тема актуальная во все времена: несовершенство современных подростков. "Я считаю, что наши дети избалованы донельзя", - авторитетно заявила первая. - "Вот мой сын - ничего по дому не делает, лежит целый вечер на кровати, слушает музыку. Мы все-таки другими были: в их возрасте полностью себя обслуживали. Да и маме помогали по хозяйству. К тому же учителей уважали, боялись им словечко против сказать".- "Вот-вот!" - подхватила другая. - "Никакого уважения к взрослым нет у современных подростков. Самонадеянные, уверены, что всё знают и умеют, а реальных знаний нет ни на грош".
И я задумалась: почему же так сложно найти эту саму заветную золотую середину в воспитании детей - между строгостью и любовью, между дисциплиной и вседозволенностью? Ведь каждый родитель хочет только добра своему ребенку, чтобы всю жизнь не терять с ним контакт. Я также желаю, чтобы мои сыновья доверяли мне, могли прийти ко мне со своими бедами и огорчениями, знали, что я всегда поддержу и помогу им.
Но вместе с тем - невозможно быть с ними наравне, нужно соблюдать некую субординацию: я же им все-таки мама, а не подружка. И как же тут быть? Почему, когда я пытаюсь быть строгой, я превращаюсь в вечно недовольную мамашу которая без конца кричит, ругается и требует, требует, требует?
Особенно сложно справиться с ребенком, который переживает такой непростой для всех - и для родителей, и для него самого - переходный возраст. В этот момент подростку очень нелегко управлять своим поведением и эмоциями. Впрочем, как и его родителям.
Мы же все время бежим куда-то, торопимся: нам нужно успеть сделать кучу дел. Времени на общение с ребенком не хватает, мы даже рады, когда он занят своей жизнью, своими друзьями. А этот самый колючий и такой вредный подросток на самом деле очень нуждается в общении с родителями. В обычном душевном разговоре: один на один, без критики и воспитательных целей. Мы так редко просто проводим время со своими повзрослевшими детьми, без нотаций и претензий. И словно забываем иногда, что это по-прежнему наши дети, просто им сейчас непросто, надо как-то перетерпеть, пережить этот сложный период, но сделать это вместе. А получается, что мы все время воюем. Словно в этих битвах есть какой-то смысл. Не надо стремиться сохранять полный жесткий контроль за всеми сферами жизни подростка: ничего хорошего из этого не выйдет. Родителям очень сложно смириться с тем, что их ребенок взрослеет, меняется, что у него появилась собственная личная жизнь, недоступная им. Надо понять, что ребенок пусть и выглядит как взрослый и чувствует себя совсем большим, но на самом деле взрослым не является.
К тому же в это время подросток невероятно чувствителен: он весь как один большой синяк. Так просто задеть его, обидеть - даже самым невинным замечанием или шуткой. Поэтому особо важно, чтобы он чувствовал себя дома защищенным, чтобы он знал, что его в семье ждут и любят: каким бы он ни пришел, что бы он ни сделал. Всеми способами показывать ему свой интерес, уважение, радость от его присутствия. Никогда не задумывались, почему самая популярная в среде подростков сеть называется "вконтакте"? Наверное, потому, что это самое важное для детей в этом возрасте: чувствовать контакт, не терять связь, знать, что тебя ждут и поддержат. Вот такой контакт нужно сохранять и родителям со своим таким сложным и таким замечательным взрослеющим чадом.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема