Недавно при мне в школе разговорились две мамы. Тема актуальная во все времена: несовершенство современных подростков. "Я считаю, что наши дети избалованы донельзя", - авторитетно заявила первая. - "Вот мой сын - ничего по дому не делает, лежит целый вечер на кровати, слушает музыку. Мы все-таки другими были: в их возрасте полностью себя обслуживали. Да и маме помогали по хозяйству. К тому же учителей уважали, боялись им словечко против сказать".- "Вот-вот!" - подхватила другая. - "Никакого уважения к взрослым нет у современных подростков. Самонадеянные, уверены, что всё знают и умеют, а реальных знаний нет ни на грош".
И я задумалась: почему же так сложно найти эту саму заветную золотую середину в воспитании детей - между строгостью и любовью, между дисциплиной и вседозволенностью? Ведь каждый родитель хочет только добра своему ребенку, чтобы всю жизнь не терять с ним контакт. Я также желаю, чтобы мои сыновья доверяли мне, могли прийти ко мне со своими бедами и огорчениями, знали, что я всегда поддержу и помогу им.
Но вместе с тем - невозможно быть с ними наравне, нужно соблюдать некую субординацию: я же им все-таки мама, а не подружка. И как же тут быть? Почему, когда я пытаюсь быть строгой, я превращаюсь в вечно недовольную мамашу которая без конца кричит, ругается и требует, требует, требует?
Особенно сложно справиться с ребенком, который переживает такой непростой для всех - и для родителей, и для него самого - переходный возраст. В этот момент подростку очень нелегко управлять своим поведением и эмоциями. Впрочем, как и его родителям.
Мы же все время бежим куда-то, торопимся: нам нужно успеть сделать кучу дел. Времени на общение с ребенком не хватает, мы даже рады, когда он занят своей жизнью, своими друзьями. А этот самый колючий и такой вредный подросток на самом деле очень нуждается в общении с родителями. В обычном душевном разговоре: один на один, без критики и воспитательных целей. Мы так редко просто проводим время со своими повзрослевшими детьми, без нотаций и претензий. И словно забываем иногда, что это по-прежнему наши дети, просто им сейчас непросто, надо как-то перетерпеть, пережить этот сложный период, но сделать это вместе. А получается, что мы все время воюем. Словно в этих битвах есть какой-то смысл. Не надо стремиться сохранять полный жесткий контроль за всеми сферами жизни подростка: ничего хорошего из этого не выйдет. Родителям очень сложно смириться с тем, что их ребенок взрослеет, меняется, что у него появилась собственная личная жизнь, недоступная им. Надо понять, что ребенок пусть и выглядит как взрослый и чувствует себя совсем большим, но на самом деле взрослым не является.
К тому же в это время подросток невероятно чувствителен: он весь как один большой синяк. Так просто задеть его, обидеть - даже самым невинным замечанием или шуткой. Поэтому особо важно, чтобы он чувствовал себя дома защищенным, чтобы он знал, что его в семье ждут и любят: каким бы он ни пришел, что бы он ни сделал. Всеми способами показывать ему свой интерес, уважение, радость от его присутствия. Никогда не задумывались, почему самая популярная в среде подростков сеть называется "вконтакте"? Наверное, потому, что это самое важное для детей в этом возрасте: чувствовать контакт, не терять связь, знать, что тебя ждут и поддержат. Вот такой контакт нужно сохранять и родителям со своим таким сложным и таким замечательным взрослеющим чадом.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема