У меня есть знакомый, который всегда все свои письма начинает с приветствия «Мир тебе, сестра!». Я немного конфужусь с непривычки к такому высокопарному слогу и отвечаю просто «Привет» или «здравствуй». Всё-таки он и не священник и не прислуживает. Неуместным как-то кажется это его «Мир тебе» в бытовых рабочих письмах. Вспоминается церковная служба: «Мир ти, чтущему» или «Услышим Святаго Евангелия. Мир всем…».
И вот недавно, в очередной раз получив от этого знакомого письмо с пожеланием Мира, я не выдержала и спросила у него: «Слушай, это твой особый… стиль такой или что? Почему ты так здороваешься?». Он наслал мне в ответ смайлов и сказал, что я не первая задаю ему этот вопрос. Почитай, говорит, Библию. То место, где ученики Иисуса Христа собираются вместе и ждут Его первого появления после воскресения.
Я прочла. И вспомнила, что во время первой встречи после Своего воскресения, Христос приветствует Своих учеников именно словами «Мир вам». И в это приветствие Он вкладывает Всё: мир телесный и мир духовный.
В современном словаре слово «Мир» под первым пунктом трактуется как совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, а под вторым – как согласие и отсутствие вражды. То есть, получается, что в приветствии «Мир вам» заключается не просто пожелание здоровья, как в привычном нам «здравствуйте», а пожелание «бесконечного пространства, в согласии и без вражды». Что это значит для православного человека? Это пожелание рая. А чего ещё более ценного мы можем желать друг другу в этой жизни?
Теперь, получая от своего знакомого приветствие «Мир тебе, сестра», я больше не воспринимаю его как дежурную фразу для начала разговора. И не удивляюсь её кажущейся патетики. Я вижу в нём строчку из Евангелия и вспоминаю, как Господь призывает нас стремиться к Миру. И отвечаю я своему знакомому теперь так: «Мир мне, и тебе и всем нам». И вам, дорогие слушатели, тоже – мира: бесконечного пространства, в согласии и без вражды.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема