У меня есть знакомый, который всегда все свои письма начинает с приветствия «Мир тебе, сестра!». Я немного конфужусь с непривычки к такому высокопарному слогу и отвечаю просто «Привет» или «здравствуй». Всё-таки он и не священник и не прислуживает. Неуместным как-то кажется это его «Мир тебе» в бытовых рабочих письмах. Вспоминается церковная служба: «Мир ти, чтущему» или «Услышим Святаго Евангелия. Мир всем…».
И вот недавно, в очередной раз получив от этого знакомого письмо с пожеланием Мира, я не выдержала и спросила у него: «Слушай, это твой особый… стиль такой или что? Почему ты так здороваешься?». Он наслал мне в ответ смайлов и сказал, что я не первая задаю ему этот вопрос. Почитай, говорит, Библию. То место, где ученики Иисуса Христа собираются вместе и ждут Его первого появления после воскресения.
Я прочла. И вспомнила, что во время первой встречи после Своего воскресения, Христос приветствует Своих учеников именно словами «Мир вам». И в это приветствие Он вкладывает Всё: мир телесный и мир духовный.
В современном словаре слово «Мир» под первым пунктом трактуется как совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, а под вторым – как согласие и отсутствие вражды. То есть, получается, что в приветствии «Мир вам» заключается не просто пожелание здоровья, как в привычном нам «здравствуйте», а пожелание «бесконечного пространства, в согласии и без вражды». Что это значит для православного человека? Это пожелание рая. А чего ещё более ценного мы можем желать друг другу в этой жизни?
Теперь, получая от своего знакомого приветствие «Мир тебе, сестра», я больше не воспринимаю его как дежурную фразу для начала разговора. И не удивляюсь её кажущейся патетики. Я вижу в нём строчку из Евангелия и вспоминаю, как Господь призывает нас стремиться к Миру. И отвечаю я своему знакомому теперь так: «Мир мне, и тебе и всем нам». И вам, дорогие слушатели, тоже – мира: бесконечного пространства, в согласии и без вражды.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема