Евангельский благоразумный разбойник, который был распят рядом со Христом и покаялся, показывает нам удивительный пример духовного обновления человека. Но, что ещё удивительнее, таких «разбойников» Бог часто использует для того, чтобы слово Божие было проповедано народам, которые ещё не узнали Христа.
Таких покаявшихся разбойников было немало в истории Церкви, и одним из них стал преподобный Трифон Печенгский – русский святой, просветитель Русского Севера.
Преподобный Трифон вошёл в историю как апостол народа лопарей (или, как называют их сегодня, саамов) и основатель одного из северных монастырей.
В миру его звали Митрофаном, он родился в конце XV века в семье священника. Несмотря на это, в молодости Митрофан стал разбойником и, как писал современник, «много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел».
После разбойной жизни угрызения совести привели Митрофана к реке Печенге на Кольском полуострове, где, «ища уединения, блуждал он по дремучим лесам, заходил в глухие, безмолвные пустыни», как написал современник со слов самого Митрофана.
В этих пустынных местах будущий святой встретил преподобного Феодорита Кольского и стал подвизаться вместе с ним.
Митрофан давно был знаком с обитателями сурового северного края – лопарями. Он с интересом относился к их языку, культуре, вере. И вот, в том числе благодаря Феодориту Кольскому, Митрофан начал проповедь Христа среди лопарей.
Проповедь эта шла нелегко, ведь лопари, как говорится в житии преподобного Трифона, жили «в нечестии и в самом поганом идолобесии». Подвижник начал «любзно сказывать о слепоте их и о дьявольском омрачении». В ответ лопари, как сказано в летописи, «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него», а также угрожая смертью. Особенно лютовали лопарские языческие жрецы.
Это время стало тяжёлым испытанием для преподобного: в диком краю, без всякой защиты со стороны единоплеменников и братьев по вере, он уповал только на Бога, который давал силы перенести трудности.
Мало-помалу лопари стали смягчать своё отношение к Митрофану и склоняться к православию. Это вкупе с поддержкой новгородского архиепископа позволило Митрофану в 1532 году основать монастырь в честь Святой Троицы, в котором Митрофан принял монашеский постриг с именем Трифон. Монастырь стал центром притяжения не только для русских иноков, но и для лопарей.
Подвиг преподобного Трифона продолжается и сегодня. Возрождённый сравнительно недавно Трифонов-Печенгский монастырь является важным духовным центром на севере России. А в норвежский Нейден каждый год съезжаются верующие из России, Норвегии и Финляндии, чтобы помолиться в часовне, построенной преподобным в 1565 году.
По словам церковного песнопения, преподобный Трифон «в последних концех северныя страны языки просветил еси, породив водою и Духом Святым».
Наставляя учеников перед своей кончиной, преподобный Трифон сказал: «Не скорбите, братья мои. Иисус Христос меня одного во всех приключившихся моих трудных обстоятельствах не оставил, тем более вас, собранных во имя Его святое, не оставит».
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.