Появившись две тысячи лет назад, христианство уверенно стало главенствующей религией сначала в Римской империи, а затем и во всем мире. Это не означает, что перед лицом учения Христа все прочие верования исчезли. Античное язычество, например, довольно долго, вплоть до пятого века по Рождестве Христовом, не желало уступать христианству. Церковь в ту эпоху проявила мудрость, ставшую залогом победы над идолопоклонничеством. Все пороки язычества христиане жестко осуждали и отвергали, а то доброе что имелось в античной культуре делали своим.
Это привело к некоторым неожиданным результатам - например, мифические существа - единороги, кентавры, фавны, фениксы – вдруг сделались для христиан, так сказать, "своими". Не в плане признания их реального существования, а скорее в качестве символов, в ряде случаев символов Самого Иисуса Христа.
Да-да. Долгое время обязанности одного из символов Спасителя в восточном и особенно западном христианстве исполнял единорог. Еще в дохристианские времена единорог считался воплощением чистоты и мудрости. А его рог врачи древности считали лекарством от всех болезней. Церковь посчитала единорога достойным того, чтобы быть символом Христа.
Белый цвет этого мифического существа стал знаком безгрешности Спасителя. Небольшой рост единорога обозначал смирение Христа. Устремленный вверх и целебный рог единорога также приобрел новое значение - теперь он стал пониматься как символ благодатной целительной силы церковных Таинств. Изображение единорога можно найти в миниатюрах византийских летописей, в западном христианстве единорога обычно изображали рядом со святыми девами - в знак их непорочности. На Руси также нашлось место для этого мифического существа. Начиная с Ивана Третьего и вплоть до Петра Великого единорог был частью герба Русского государства.
Кроме единорога в христианском искусстве и литературе нашлось место и для других мифических существ. Например, в раннехристианскую эпоху одним из символов Христа считалась легендарная птица феникс. Феникс, способная восставать из пепла, полюбилась древним христианам именно как существо, преодолевающее смерть. Как феникс возрождается из пепла, так и Христос, умерев на кресте, воскрес на третий день.
Среди прочих мифических существ упоминаются в христианском предании фавны и кентавры. Фавн, козлоногое существо с рожками на голове, с одной стороны, послужил основой для изображения злых духов - бесов. С другой стороны, в житии святого Антония Великого фавн появляется уже как добрый персонаж, как символ того, что проповедь Христа адресована всем разумным существам вне зависимости от их внешнего облика. В том же духе предстает и кентавр.
Пожалуй, единственным мифическим существом, образ которого толкуется в христианстве однозначно, является дракон – для Церкви олицетворение зла и коварства. Именно в образе дракона предстает дьявол на страницах библейской книги Откровение святого Иоанна Богослова. В этом же виде он часто изображается на иконах Страшного суда. Двадцатый век, ознаменованный рождение литературного жанра фэнтези, подарил человечеству новых мифических существ. Посмотрим – может быть и они пригодятся христианской традиции?
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.