Появившись две тысячи лет назад, христианство уверенно стало главенствующей религией сначала в Римской империи, а затем и во всем мире. Это не означает, что перед лицом учения Христа все прочие верования исчезли. Античное язычество, например, довольно долго, вплоть до пятого века по Рождестве Христовом, не желало уступать христианству. Церковь в ту эпоху проявила мудрость, ставшую залогом победы над идолопоклонничеством. Все пороки язычества христиане жестко осуждали и отвергали, а то доброе что имелось в античной культуре делали своим.
Это привело к некоторым неожиданным результатам - например, мифические существа - единороги, кентавры, фавны, фениксы – вдруг сделались для христиан, так сказать, "своими". Не в плане признания их реального существования, а скорее в качестве символов, в ряде случаев символов Самого Иисуса Христа.
Да-да. Долгое время обязанности одного из символов Спасителя в восточном и особенно западном христианстве исполнял единорог. Еще в дохристианские времена единорог считался воплощением чистоты и мудрости. А его рог врачи древности считали лекарством от всех болезней. Церковь посчитала единорога достойным того, чтобы быть символом Христа.
Белый цвет этого мифического существа стал знаком безгрешности Спасителя. Небольшой рост единорога обозначал смирение Христа. Устремленный вверх и целебный рог единорога также приобрел новое значение - теперь он стал пониматься как символ благодатной целительной силы церковных Таинств. Изображение единорога можно найти в миниатюрах византийских летописей, в западном христианстве единорога обычно изображали рядом со святыми девами - в знак их непорочности. На Руси также нашлось место для этого мифического существа. Начиная с Ивана Третьего и вплоть до Петра Великого единорог был частью герба Русского государства.
Кроме единорога в христианском искусстве и литературе нашлось место и для других мифических существ. Например, в раннехристианскую эпоху одним из символов Христа считалась легендарная птица феникс. Феникс, способная восставать из пепла, полюбилась древним христианам именно как существо, преодолевающее смерть. Как феникс возрождается из пепла, так и Христос, умерев на кресте, воскрес на третий день.
Среди прочих мифических существ упоминаются в христианском предании фавны и кентавры. Фавн, козлоногое существо с рожками на голове, с одной стороны, послужил основой для изображения злых духов - бесов. С другой стороны, в житии святого Антония Великого фавн появляется уже как добрый персонаж, как символ того, что проповедь Христа адресована всем разумным существам вне зависимости от их внешнего облика. В том же духе предстает и кентавр.
Пожалуй, единственным мифическим существом, образ которого толкуется в христианстве однозначно, является дракон – для Церкви олицетворение зла и коварства. Именно в образе дракона предстает дьявол на страницах библейской книги Откровение святого Иоанна Богослова. В этом же виде он часто изображается на иконах Страшного суда. Двадцатый век, ознаменованный рождение литературного жанра фэнтези, подарил человечеству новых мифических существ. Посмотрим – может быть и они пригодятся христианской традиции?
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 201 зач., II, 6-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Одним из достижений современной цивилизации нередко считают идею равенства всех людей. При всей своей очевидности, она кажется чем-то совершенно новым, ведь ещё совсем недавно многие общества были сословны и жёстко иерархичны. А как христианство соотносится с идеями равенства и иерархичности? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
В жизни все мы играем те или иные социальные роли. Испокон веков люди живут по-разному: одни богаты, а другие бедны, есть те, кто руководят, и те, кто подчиняются. Иногда происходят бунты и революции, но и в них кто-то становится начальником, а кто-то подчинённым. Примечательно, что, к примеру, большинство декабристов, выступавших за отмену крепостного права, не освободили собственных крестьян. Что уж говорить об Афинской демократии или Римской республике, в которых равенство было уделом немногих и вполне легально существовало рабство. Впрочем, несомненно, во всех обществах существовали ситуации равенства, стиравшие все культурные формы и являвшие человеческое естество таким, каково оно есть. Это ситуации болезни и смерти, которым одинаково подчинены цари и крестьяне, рабы и свободные. Конечно, внешняя обстановка и в этих случаях может быть разной, но всё же по самой сути перед лицом этих явлений люди оказывались и зачастую оказываются равны.
Однако в отрывке из послания к Галатам, который прозвучал сегодня, мы встречаем ещё одну ситуацию, в которой люди оказываются равны. И это не равенство перед лицом скорби и смерти, но равенство перед лицом жизни. Апостол говорит, что для него в знатных людях нет ничего особенного, не потому что он пренебрегает всеми земными условностями, а потому что Бог не взирает на лица. Таким образом Павел находит не земной, но небесный источник равенства всех людей. Для Творца все мы в первую очередь просто люди, потому что социальные условия, из сочетания которых рождается всё многообразие форм неравенства, оказываются в Божьем присутствии попросту ничего не значащими. При этом, апостол не говорит о том, что разницы между людьми вообще нет. Она есть, но приводит не к качественным различиям, не к тому, что может стать основой превозношения или гордости... Речь идёт о различии служений и даров, которыми нас одаривает Господь. Неслучайно, размышляя о своём служении и служении апостола Петра, он не говорит о том, что один из них лучше или хуже другого. Просто одному Бог поручил такое дело, а другому другое. Более того, уважая старшинство Петра и прочих апостолов, Павел старался в точности исполнить их просьбу о помощи иерусалимской общине. Но это было послушание братской любви, а не рабского подчинения.
Может показаться, что всё это отвлечённые материи, которые никак не связаны с жизнью, но это совершенно не так. Ведь большинство межчеловеческих конфликтов — хоть общечеловеческих, хоть семейных — рождается из ложного, неправильного взгляда на себя и других. Из забвения ценности каждого человека перед Богом и наличия у каждого какого-то своего, особенного дара. В рамках земной жизни мы можем кичиться положениями и статусами, которые занимаем перед лицом людей... Но, задумавшись о величии Божием, понимаем всю незначительность этих вещей. Ведь важно на самом деле только одно: служу ли я Богу теми дарами, которые Он мне дал? Реализую ли на своём месте те таланты и способности, которые Он мне вверил?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы Грише подобрали нужное лечение

Грише Муратову 12 лет, он очень любознательный — настоящий исследователь мира. Правда вот уже два года он видит его только из окна больничной палаты, потому что у него онкологическое заболевание.
Обнаружилось всё случайно — воспалились лимфоузлы. В деревне, где Гриша жил вместе с дедушкой и бабушкой, не было нужной диагностики, но всё же врач заподозрил неладное и отправил подростка в областную больницу на обследование. Там опасения подтвердились, и Гришу направили в Москву.
В больнице подросток не унывает: из книг, обучающих видеороликов, школьной программы — он черпает огромную массу знаний, ему всё интересно. А недавно он приступил к написанию фантастического детектива.
В перерывах между обучением и творчеством Гриша проходит лечение — курсы химио и лучевой терапии, операции. Однако болезнь не спешит отступать.
Сейчас Грише назначили редкое и дорогостоящее исследование. Оно позволит провести углублённую и точную диагностику. Это даст возможность врачам скорректировать лечение, а значит сделать его более эффективным.
Оплатить процедуру самостоятельно семья Гриши не может, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Жизнь». На сайте фонда вы можете прочитать полную историю Гриши Муратова и поддержать его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский о болезнях и страдании». Фредерика де Грааф

У нас в студии была врач рефлексотерапевт, сотрудница фонда «Вера», духовная дочь митрополита Антония Сурожского Фредерика де Грааф.
Наша гостья рассказала о своем общении с владыкой Антонием и о его размышлениях о болезнях, скорбях и их преодолении. О его словах, о том, как важно быть рядом с человеком, хранить тишину и молчаливо молиться, чтобы разделить с ним присутствие во Христе. Фредерика говорит о том, что больные особенно тонко чувствуют тех, кто рядом, так же, как дети, — и именно искренность и открытость сердца становятся настоящей поддержкой для страдающего.
Особое место занимает тема ухода близких. Фредерика делится опытом работы в хосписе, вспоминает детей и взрослых пациентов, которые перед смертью свидетельствовали о встрече с вечной жизнью. Она говорит о готовности отпускать тех, кто уходит, и о том, что смерть для христианина — не конец, а переход к Богу и встреча в любви.
В завершение звучат слова о надежде, которая побеждает страх разлуки: Христос — реальность, Его любовь — живая истина, и потому «разлуки не будет».
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Третья беседа с Борисом Братусем была посвящена психологии в богословии владыки Антония (эфир 10.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер