Появившись две тысячи лет назад, христианство уверенно стало главенствующей религией сначала в Римской империи, а затем и во всем мире. Это не означает, что перед лицом учения Христа все прочие верования исчезли. Античное язычество, например, довольно долго, вплоть до пятого века по Рождестве Христовом, не желало уступать христианству. Церковь в ту эпоху проявила мудрость, ставшую залогом победы над идолопоклонничеством. Все пороки язычества христиане жестко осуждали и отвергали, а то доброе что имелось в античной культуре делали своим.
Это привело к некоторым неожиданным результатам - например, мифические существа - единороги, кентавры, фавны, фениксы – вдруг сделались для христиан, так сказать, "своими". Не в плане признания их реального существования, а скорее в качестве символов, в ряде случаев символов Самого Иисуса Христа.
Да-да. Долгое время обязанности одного из символов Спасителя в восточном и особенно западном христианстве исполнял единорог. Еще в дохристианские времена единорог считался воплощением чистоты и мудрости. А его рог врачи древности считали лекарством от всех болезней. Церковь посчитала единорога достойным того, чтобы быть символом Христа.
Белый цвет этого мифического существа стал знаком безгрешности Спасителя. Небольшой рост единорога обозначал смирение Христа. Устремленный вверх и целебный рог единорога также приобрел новое значение - теперь он стал пониматься как символ благодатной целительной силы церковных Таинств. Изображение единорога можно найти в миниатюрах византийских летописей, в западном христианстве единорога обычно изображали рядом со святыми девами - в знак их непорочности. На Руси также нашлось место для этого мифического существа. Начиная с Ивана Третьего и вплоть до Петра Великого единорог был частью герба Русского государства.
Кроме единорога в христианском искусстве и литературе нашлось место и для других мифических существ. Например, в раннехристианскую эпоху одним из символов Христа считалась легендарная птица феникс. Феникс, способная восставать из пепла, полюбилась древним христианам именно как существо, преодолевающее смерть. Как феникс возрождается из пепла, так и Христос, умерев на кресте, воскрес на третий день.
Среди прочих мифических существ упоминаются в христианском предании фавны и кентавры. Фавн, козлоногое существо с рожками на голове, с одной стороны, послужил основой для изображения злых духов - бесов. С другой стороны, в житии святого Антония Великого фавн появляется уже как добрый персонаж, как символ того, что проповедь Христа адресована всем разумным существам вне зависимости от их внешнего облика. В том же духе предстает и кентавр.
Пожалуй, единственным мифическим существом, образ которого толкуется в христианстве однозначно, является дракон – для Церкви олицетворение зла и коварства. Именно в образе дракона предстает дьявол на страницах библейской книги Откровение святого Иоанна Богослова. В этом же виде он часто изображается на иконах Страшного суда. Двадцатый век, ознаменованный рождение литературного жанра фэнтези, подарил человечеству новых мифических существ. Посмотрим – может быть и они пригодятся христианской традиции?
«Священномученик Петр (Зверев)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о жизни священномученика Петра (Зверева), о его епископском служении в сложные послереволюционные годы, о многочисленных арестах и о кончине в Соловецком лагере.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Говорящий букет

Фото: PxHere
Жил-был один бедный юноша, который приехал в столицу счастье искать. Однажды увидел он на балконе дворца девушку, затмевающую красотой полную луну, и от любви потерял покой. Да и как иначе, если красавица была единственной дочерью шаха?
Чтобы видеть её хотя бы издали, юноша устроился помощником садовника во дворец. Он согласился работать бесплатно, за одну лепёшку в день, и при этом трудился на совесть.
Каждый вечер, лишь только закат окрашивал небосвод багряным светом, дочь шаха в окружении служанок выходила в сад на прогулку. Прогулявшись, девушки присаживались на ковёр у берега ручья и весело щебетали, угощаясь фруктами и сладким шербетом. После вечерней прогулки они возвращались в свой дворец. Чтобы порадовать дочь шаха, главный садовник каждый день составлял для неё букет, и перед уходом вручал его красавице.
— Разреши мне сегодня собрать букет для дочери шаха, — сказал однажды садовнику его помощник. Он так был настойчив, что тот нехотя согласился.
Всю свою любовь вложил юноша в подарок для дочери шаха, и у него получился восхитительный букет. С поклоном главный садовник привычно преподнёс девушке цветы, и хотел было удалиться...
— Погоди, — вдруг остановила его красавица. — Раньше ты никогда не преподносил мне таких цветов! Это ты сделал букет?
Садовник побледнел и дрожащим голосом ответил:
— Нет, этот букет составил мой помощник. Я осмелился недавно взять себе в подручные одного юношу.
— Пусть отныне он всегда делает мне букеты! — сказала дочь шаха.
На следующий день садовник принёс новый и такой восхитительный букет, что девушка ахнула от изумления.
— Хотелось бы мне взглянуть на этого искусного мастера, — сказала дочь шаха. — Пусть завтра твой помощник лично преподнесёт мне букет!
Вечером юноша с букетом цветов направился к дочери шаха, сидевшей на берегу ручья. Приблизившись, он низко поклонился, вручил своей любимой цветы, и, смиренно опустив свой взгляд, отошёл в сторону.
— Какой воспитанный, красивый и деликатный юноша! — удивилась дочь шаха. — Я хочу, чтобы отныне ты всегда приносил мне цветы.
С той поры красавица каждый день получала из рук юноши искусно составленные букеты цветов, где каждый цветок был — как молчаливое признание в любви. Всё чаще дочь шаха беседовала с помощником садовника, восхищаясь его благородством и чистым сердцем. Его душа была — прекраснее всех цветов, именно о таком суженом мечтала девушка, которую не впечатляли ни богатство, ни знатность рода. А что не сделает любящий отец для счастья единственной дочери?
Недаром говорят, что красота открывает двери сердца, учтивость помогает в них войти, а любовь и верность делаются в нём хозяевами.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 87. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы знаете, что такое — абсолютный ноль температуры. Но 87-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, — тоже называют «абсолютным нулём» — только не физической, а духовной «температуры» отношений человека с Богом. Давайте послушаем.
Псалом 87.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днём вопию и ночью пред Тобою:
3 да внидет пред лицо Твоё молитва моя; приклони ухо Твоё к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мёртвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключён, и не могу выйти.
10 Око моё истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мёртвыми Ты сотворишь чудо? Разве мёртвые встанут и будут славить Тебя?
12 Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?
13 Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лицо Твоё от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.
Почему вообще ноль, о котором мы сказали в начале программы, — очень важная единица для любых измерений? Ответ — на поверхности: ноль — это начальная точка отсчёта, исток координат. В определённом смысле ноль — это... «идеальная смерть»: нечто неизменное, абсолютное, предельное. От «нуля» уже можно оттолкнуться и двигаться дальше. Пока «нуля» нет — любые измерения, точки отсчёта будут бесконечно динамичными, подвижными — и никакой определённости не получится. Нуль — не только знак пустоты, но и универсальный маркер границы между «есть» и «нет», исходная «координата» для любой системы отсчёта, будь то числа, температура или даже смысл.
И здесь я позволю себе обратиться к... крупнейшему философу 20 века Мартину Хайдеггеру. Для него Бытие (Sein) есть сокрыто-раскрывающее явление, где Ничто — момент Entbergung («рас-кровения»): оно убирает покрывало привычного, чтобы сущие могли вспыхнуть «на просвете». Он говорит, что «Бытию „нужно“ ничто, чтобы быть просветом». Ничто у Хайдеггера — это не мрак без остатка, а событие обнажения, в котором привычная ткань сущего распускается, и сквозь прореху впервые просвечивает само бытие.
К чему я веду? И в духовной жизни человеку очень важно познакомиться непосредственно со своим «абсолютным нулём» бытия: когда всё превращается в один крик, в одну сплошную боль, в пронзающий Небеса вопль — «для чего Ты меня оставил?» И не убояться, не сбежать от этой предельной «обнажённости» — но, напротив, развернуть её навстречу молчащему Небу.
Мы знаем, что именно произошло дальше, после этого крика, на Кресте. Но без этой предельной богооставленности, пережитой Господом нашим Иисусом Христом, не было бы и исцеления человечества от всех тех зол, которые проклятьем довлели над нами с грехопадения Адама. Смерть Христа, Его «абсолютный нуль» — это фундамент, главная опора всего нашего спасения. И нам — конечно же, уже гораздо проще: когда есть такая «точка отсчёта», можно быть совершенно уверенным — ниже её уже никому опуститься не получится!..