
Фото: PxHere
Часы на башне Петербургской городской думы пробили два ночи. С пустынного Невского проспекта на Миллионную улицу свернула тёмная мужская фигура. Дежурный солдат в будке на углу насторожился: какой приличный горожанин станет разгуливать в столь поздний час?! Однако будочник беспокоился напрасно: свернувший на Миллионную человек не замышлял ничего дурного; он не был ни вором, ни бродягой. Звали его Павел Павлович Пезаровиус, он служил коллежским советником. А направлялся Павел Павлович в казармы Преображенского полка. Там, в единственные свободные часы – ночные – он обучался у офицеров ружейным приёмам.
Для Пезаровиуса эти занятия были больше, чем просто хобби. Армейская наука увлекала его, а храбрость и подвиги русских солдат приводили в восхищение и трепет. В глубине души Павел Павлович иногда даже жалел, что не избрал в своё время военную стезю, а поступил в Йенский университет на факультет философии.
Когда в тысяча восемьсот двенадцатом году Россия вступила в войну с наполеоновской армией, Пезаровиус мечтал попасть на фронт, однако от важной государственной службы освобождать его никто не собирался, и Павел Павлович был вынужден следить за сражениями русской армии из тыла. Пезаровиус сразу же распорядился о том, чтобы половину его жалованья перечисляли на нужды фронта. И всё же этого ему казалось недостаточно. «Душою моею овладело пламенное желание указать всем и каждому на то, какой благодарности заслуживали от нас наши защитники-герои за своё непоколебимое мужество и самоотвержение, увенчавшееся освобождением Отечества», - писал Павел Павлович. После нескольких недель напряжённых раздумий родилась идея основать газету, в которой можно было бы публиковать военные новости, а главное, с помощью её распространения по подписке, оказывать материальную поддержку раненым и пострадавшим на полях сражений.
Первого февраля тысяча восемьсот тринадцатого года, на нескольких страницах дешёвой серой бумаги, набранный самым простым шрифтом, в свет вышел первый номер газеты «Русский инвалид». Павел Павлович Пезаровиус не только самостоятельно наполнил газету информацией, но и полностью оплатил все издательские расходы. На следующий выпуск «Инвалида» со всей столицы подписалось всего… 12 человек. Для любого издателя это означало бы крах всех начинаний, но только не для Павла Пезаровиуса! Он искренне верил в то, что «Русский инвалид» в конце концов достучится до сердец соотечественников. Павел Павлович договорился с типографией о кредите, и выпустил следующий тираж, который стал судьбоносным – газета попала в руки к самому императору Александру Первому! Он и положил начало кассе вспомоществования «Русского инвалида», пожертвовав на благое дело четырнадцать тысяч рублей.
Воодушевлённый, Пезаровиус принялся за дело с ещё большим рвением. Его энтузиазм, искренний патриотизм и вера пробили броню скептицизма столичной публики. Вскоре «Русский Инвалид» стал одной из самых читаемых и авторитетных газет Петербурга. А это означало, что теперь газета сможет, наконец, выполнить свою главную функцию - оказать помощь нуждающимся воинам. Только за первый год работы газеты тысяча инвалидов и сто солдатских вдов получили от редакции денежные пособия. Впоследствии эти цифры многократно возросли, о чём свидетельствуют подробные отчёты о расходах на пожертвования, которые Пезаровиус скрупулёзно публиковал на страницах «Инвалида». При этом ни одно из пожертвований он не совершил от своего имени, или от имени редакции. Нуждающимся помогало всегда только «благодарное Отечество».
Павел Павлович часто навещал раненых, которые размещались в квартирах на Петербургской стороне. Конечно, шёл он к ним не с пустыми руками. А по дороге обязательно встречал знакомых, которые, узнав, куда направляется Пезаровиус, тоже что-нибудь передавали с ним. «Я должен отдать полную справедливость русской публике: она проникнута была священной обязанностью доказать на деле свою признательность раненым воинам, сколько кому позволяли обстоятельства», - вспоминал он.
Скоро «Русский Инвалид» стал выходить ежедневно. Стараниями Павла Пезаровиуса за десять лет собранный им инвалидный капитал достиг солидной суммы в один миллион тридцать две тысячи четыреста двадцать четыре рубля. Из этих денег пострадавшим в войне выплачивались постоянные пособия и единовременная помощь, оплачивалось лечение и санатории.
Император Николай Первый назвал труд Павла Пезаровиуса «незабвенным подвигом в эпоху Отечественной войны». А в тысяча восемьсот сорок седьмом году в статье на смерть Павла Павловича, «Московские ведомости» дали, пожалуй, самую точную характеристику этого бескорыстного и горящего любовью к людям человека: «Благотворить нуждающимся, жертвовать всем для ближнего, забывать собственные интересы — вот была единственная цель, единственное занятие этой долговременной, полезной обществу жизни...»
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







