Увидев въехавшего в селение монаха, молодой алтаец по имени Элеска радостно побежал к нему, взял под уздцы коня и сказал:
— Спасибо, отец добрый, что приехал! Я так ждал! Пожалуйста, крести меня!
Монах Макарий был не менее рад встрече с этим необычным юношей, о котором узнал не так давно.
Сев в юрте, они завязали разговор, и Элеска, весь горя восторгом, рассказывал:
— Аг-эне… О, Она часто ходит по Алтаю, такая белая, тонкая, и лицо! Свет идёт от неё. Я люблю Её, Она говорила со мною... Это она сказала мне, что ты придёшь и крестишь меня!
Отец Макарий сосредоточенно слушал юношу. И ум, и сердце говорили ему о том, что произошло подлинное чудо: сама Божия Матерь явилась к юноше-язычнику, чтобы привести его к Богу. Не было и малейших сомнений, и поэтому отец Макарий ласково разъяснил юноше, что Аг-эне — это Богородица, мать Иисуса Христа, который хочет спасти каждого человека.
После беседы отец Макарий крестил Элеску, ставшего Иоанном, в реке Улале. Произошло это 7 сентября 1830 года. Эта дата считается днём рождения Алтайской духовной миссии, благодаря которой десятки тысяч людей узнали Христа и стали православными. А отец Макарий Глухарёв ныне известен как преподобный Макарий Алтайский.
Кстати, то первое крещение вызвало бурю негодования у язычников. Отец Элески кричал на Макария: «Убить тебя надо!» Однако, озадаченные и вразумлённые самообладанием и ласковостью святого Макария, обступившие его язычники так и не посмели нанести ему вред.
Для народов алтайцев и шорцев преподобный Макарий стал настоящим отцом. Он воплотил в себе пример идеального миссионера, обладая не только огромными духовными дарами, но и обширными познаниями — как энциклопедическими, так и практическими.
Занимаясь устроением церковной жизни, преподобный Макарий Алтайский вместе с тем уделял внимание быту алтайцев: так, он учил их сельскому хозяйству, лечил, помогал переходить к осёдлому образу жизни.
Святой Макарий Алтайский уделял особое внимание развитию народного образования. В эпоху почти полной безграмотности он говорил: «я усердно желаю умножения грамотных в простом народе и заведения школ по деревням». Благодаря святому Макарию были основаны школы для алтайцев, составлен алфавит и грамматика алтайского языка. Обучение шло в нескольких школах, главная из которых располагалась в городе Улале – нынешнем Горно-Алтайске.
Особое внимание преподобный Макарий уделял обучению девочек, которые в девятнадцатом веке практически не имели шансов получить образование. С горечью и надеждой Макарий говорил: «В пользу мальчиков по крайней мере предполагаются школы по сёлам; но и вы, бедные девочки, вы, будущие матери поколений, не человеки ли, не россиянки ли?»
Макарий Алтайский был инициатором и других передовых для того времени идей — например, о переводе Библии на русский язык и создании православного миссионерского общества. Обе идеи были воплощены в жизнь после смерти преподобного.
Святой Макарий 14 лет возглавлял алтайскую миссию — с 1830 по 1844 год. За это время православие приняли 1722 алтайца. Было положено начало системной работе, благодаря которой в начале XX века большинство коренных алтайцев стали христианами.
Последние три года жизни преподобный Макарий провёл в центральной России, в городе Болхове. Он умер в 1847 году со словами: «Свет Христов просвещает всех».
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



