Во время своего земного служения Иисус Христос немало странствовал по Галилее, проповедуя в синагогах. Бывал они в пределах Магдалинских – то есть, в городке, называемом Магдала, и в его окрестностях. Именно в этом галилейском селении, по свидетельству Евангелия, родилась Мария, именуемая Магдалиной.
Ученые долгое время не могли обнаружить в Магдале никаких артефактов евангельских времен. Однако, в 2009 году группа археологов Израильского управления древностей под руководством доктора Дины Авешалом-Горный во время научных раскопок обнаружили на территории Магдалы синагогу первого века от Рождества Христова – то есть, времени жизни Спасителя.
Комментарий эксперта:
Ученым удалось воссоздать облик древней синагоги по ее уцелевшим остаткам. Они выяснили, что стены здания были сложены из базальта. Площадь главного зала составляла больше ста двадцати квадратных метров. Вдоль стен стояли скамьи для прихожан. Пол украшала мозаика, а стены – фрески. Шесть столбов поддерживали крышу из дерева, крытую белым цементом.
Самым ценным артефактом, обнаруженным на развалинах синагоги, стал обломок известняка, верхняя и боковые грани которого украшены рельефными рисунками. На одном из них запечатлён храмовый светильник с семью лампадами – менора, на треугольным основании, с амфорами по бокам. Изображение меноры выполнено подробно и точно – это позволило ученым предположить, что автором рисунка был человек, своими глазами видевший светильник в Иерусалимском храме.
Обломок известняка был частью подставки, на которой иудейские знатоки Писания разворачивали свитки Ветхого Завета. И вполне вероятно, что среди учителей и толкователей библейских книг в Магдалинской синагоге был Сам Христос.
По свидетельству иудейского писателя первого века Иосифа Флавия, Магдала в первом веке была одним из крупнейших центров рыболовства на берегах Генисаретского озера. Особого расцвета город достиг в период римского владычества, совпадающего со временем земной жизни Спасителя. О том, насколько хороша была Магдала в те годы, свидетельствуют результаты археологических изысканий.
Комментарий эксперта:
Синагога была обнаружена в северной части городища, где, по всей видимости, в первом веке располагался еврейский квартал. Центр Магдалы, судя по обилию языческих символов на камнях руин, населяли римляне. Центральную площадь украшал фонтан, к которому от пристани вела каменная мостовая. Неподалеку располагался источник, посвященный языческому божеству, вода из него поступала по специальным каналам в богатые дома. Имелись в Магдале и бани-термы. Саркофаги на кладбище, обнаруженном в непосредственной близости от города, богато украшены резьбой – такие захоронения принадлежали состоятельным гражданам Рима.
Результаты научных исследований говорят о том, что Магдала в первом веке была крупным небедным городом. Неудивительно, что иудеи, занимавшие его северную часть, могли себе позволить строительство великолепной синагоги.
Евангелие, сообщая о том, что Иисус Христос проповедовал в синагогах Галилеи, не дает точных координат многих из них. Благодаря археологическим находкам теперь известно, что один из таких иудейских религиозных центров находился в Магдале.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.