Встретила недавно свою приятельницу, назовём её Зинаида, с трудом узнала. От природы тоненькая, она похудела ещё сильнее: можно сказать, почти качается на ветру. Но больше всего меня огорчили ее глаза: всегда такие живые, веселые, искрящиеся радостью, они были совершенно потухшими. Даже голос её стал другим: тихим и подавленным. "Что с тобой, Зина?"- спросила я ее. "Муж от меня ушел",- ответила подруга.
Это стало для меня действительно шоком. Что уж греха таить, я как и многие являюсь жертвой стереотипов: с детства нам внушают, что в браке и любви основным определяющим фактором является всегда женщина. И если муж ушел из семьи, значит его что-то в семейной жизни не устроило и жена явно что-то делала не так, по известной поговорке "От хороших жен не уходят".
Но с Зинаидой этот стереотип совсем никак не работал! Эта миниатюрная хрупкая женщина, с длинными рыжеватыми волосами и синими глазами, одна из самых спокойных, разумных и позитивных людей, мне известных. Мне кажется, она и голоса ни разу не повысила на своего мужа. И двое их сыновей всегда производили впечатление очень спокойных, довольных жизнью и уверенных в себе детей. Конечно, можно сказать, что это могло быть только впечатление, а дома у них могло твориться что угодно. Но муж Зины, Дмитрий, по его словам тоже вполне был счастливым. До поры до времени. Пока его душу не перевернул кризис среднего возраста: он начал искать себя, пытаться определить свое место в жизни, вдруг понял, что семейная жизнь -- это совсем не то, что ему нужно и чего ему хочется. Теперь он живет на раскладушке у друга и рисует картины... Говорит, что на самом деле всегда мечтал стать художником. Каждому свое, конечно. Но в этом его внутреннем кризисе виновата точно не Зина (и не двое их детей).
Что я могу сказать. Мне думается, что мы совершаем ошибку, воспринимая наши чувства как некие застывшие состояния (которые к тому же будто бы от нас никак не зависят). Когда человек говорит "Я тебя люблю", "Мне хорошо с тобой", он пытается выразить то состояние, в котором он находится на данный момент. Но вот прошло полчаса, он поругался с любимой. Может ли он сказать, что он ее любит в этот самый момент?
Брак - это живой организм. Он меняется каждый день: иногда испытывает всплески любви и взаимопонимания, иногда, наоборот - на грани распада и смерти. Потому что человек в браке тоже меняется, меняются его ценности, принципы и иногда радикально. Естественно, мы влияем друг на друга, но нельзя это влияние переоценивать.
Мне просто хочется утешить и поддержать Зину. Чаще всего женщина винит исключительно себя в распаде семьи, самооценка её после развода находится в совершенно упавшем состоянии: я это наблюдала неоднократно. Мы всегда берем на себя слишком большую ответственность: нас с детства приучают к мысли, что отношения строит и бережет исключительно женщина. А ведь семья строится и рушится обоими супругами. Конечно, после развода от этой мысли нисколько не легче. Но мне хочется донести до Зинаиды: несмотря на то, что муж оставил ее, она достойна любви. Прежде всего, ее любит Бог - так сильно и глубоко, как ни один человек никогда не полюбит. И неважно, что будет с ней в дальнейшем: останется ли она одна или муж одумается и вернется, или Зинаида встретит новую любовь. В любом из этих трех вариантов она может быть счастлива - именно потому, что она любима своим Создателем.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема