Встретила недавно свою приятельницу, назовём её Зинаида, с трудом узнала. От природы тоненькая, она похудела ещё сильнее: можно сказать, почти качается на ветру. Но больше всего меня огорчили ее глаза: всегда такие живые, веселые, искрящиеся радостью, они были совершенно потухшими. Даже голос её стал другим: тихим и подавленным. "Что с тобой, Зина?"- спросила я ее. "Муж от меня ушел",- ответила подруга.
Это стало для меня действительно шоком. Что уж греха таить, я как и многие являюсь жертвой стереотипов: с детства нам внушают, что в браке и любви основным определяющим фактором является всегда женщина. И если муж ушел из семьи, значит его что-то в семейной жизни не устроило и жена явно что-то делала не так, по известной поговорке "От хороших жен не уходят".
Но с Зинаидой этот стереотип совсем никак не работал! Эта миниатюрная хрупкая женщина, с длинными рыжеватыми волосами и синими глазами, одна из самых спокойных, разумных и позитивных людей, мне известных. Мне кажется, она и голоса ни разу не повысила на своего мужа. И двое их сыновей всегда производили впечатление очень спокойных, довольных жизнью и уверенных в себе детей. Конечно, можно сказать, что это могло быть только впечатление, а дома у них могло твориться что угодно. Но муж Зины, Дмитрий, по его словам тоже вполне был счастливым. До поры до времени. Пока его душу не перевернул кризис среднего возраста: он начал искать себя, пытаться определить свое место в жизни, вдруг понял, что семейная жизнь -- это совсем не то, что ему нужно и чего ему хочется. Теперь он живет на раскладушке у друга и рисует картины... Говорит, что на самом деле всегда мечтал стать художником. Каждому свое, конечно. Но в этом его внутреннем кризисе виновата точно не Зина (и не двое их детей).
Что я могу сказать. Мне думается, что мы совершаем ошибку, воспринимая наши чувства как некие застывшие состояния (которые к тому же будто бы от нас никак не зависят). Когда человек говорит "Я тебя люблю", "Мне хорошо с тобой", он пытается выразить то состояние, в котором он находится на данный момент. Но вот прошло полчаса, он поругался с любимой. Может ли он сказать, что он ее любит в этот самый момент?
Брак - это живой организм. Он меняется каждый день: иногда испытывает всплески любви и взаимопонимания, иногда, наоборот - на грани распада и смерти. Потому что человек в браке тоже меняется, меняются его ценности, принципы и иногда радикально. Естественно, мы влияем друг на друга, но нельзя это влияние переоценивать.
Мне просто хочется утешить и поддержать Зину. Чаще всего женщина винит исключительно себя в распаде семьи, самооценка её после развода находится в совершенно упавшем состоянии: я это наблюдала неоднократно. Мы всегда берем на себя слишком большую ответственность: нас с детства приучают к мысли, что отношения строит и бережет исключительно женщина. А ведь семья строится и рушится обоими супругами. Конечно, после развода от этой мысли нисколько не легче. Но мне хочется донести до Зинаиды: несмотря на то, что муж оставил ее, она достойна любви. Прежде всего, ее любит Бог - так сильно и глубоко, как ни один человек никогда не полюбит. И неважно, что будет с ней в дальнейшем: останется ли она одна или муж одумается и вернется, или Зинаида встретит новую любовь. В любом из этих трех вариантов она может быть счастлива - именно потому, что она любима своим Создателем.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев
У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева
У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер







