Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21
Мк., VIII, 11-21 о.Феоктист Игумнов
11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.
Христос со Своими учениками плыл на другой берег Галилейского моря, но ученики забыли захватить с собой хлеб. Христос Спаситель размышлял о фарисейском требовании дать им знамение и о страхе, который вызвало Его появление у Ирода Антипы. «Берегитесь, — сказал Он, — закваски Иродовой». Для иудеев закваска символизировала зло, ведь иудеи приравнивали брожение к гниению. Иногда слово «закваска» употреблялось так же, как мы употребляем выражение «первородный грех». Один из иудейских учителей в своё время сказал: «Что мешает исполнить волю Божию? Закваска в тесте и рабская приверженность мирскому». Другими словами, порок человеческой природы, первородный грех, оскверняющая закваска — вот что мешает человеку исполнить волю Божию. Таким образом, слова Христа предостерегали от пагубного влияния фарисеев и Ирода. Но какая связь между первыми и вторым? Фарисеи только что требовали от Христа знамения. Для иудея не было ничего проще представить Мессию совершающим чудеса, приводящим страну к национальному триумф и политической свободе. Ирод Антипа пытался устроить счастливую земную жизнь, добиться власти, богатства, влияния и престижа. В некотором смысле и для фарисеев, и для Ирода Царство Божие было земным царством. Оно было основано на земной власти и величии, и на победах, которые можно одержать с помощью силы. Этим, казалось бы, случайно сделанным замечанием, Христос Господь готовил Своих учеников к событиям, которые уже скоро должны были наступить. Но в этот момент Он ничего не пояснял. И ученики не поняли Его. Они могли думать лишь об одном, о том, что они забыли взять с собой хлеб. Христос видел, что они всецело заняты мыслями о хлебе, и Он напомнил Своим ученикам, что они уже дважды были свидетелями насыщения огромного числа людей в пустынном месте. Удивительно, но человек зачастую помнит лишь часть своего опыта. Его отрицательную часть. Слишком часто опыт наполняет нас пессимизмом, показывает нам, что мы не можем сделать то или это; учит нас смотреть на жизнь с определённой безнадёжностью. Но бывает и другой опыт. Пришли печали, но мы не согнулись под их тяжестью. Пришли искушения, а мы все же не поддались им. Пришла болезнь, но мы ее победили. Проблема казалась неразрешимой, но мы ее все же разрешили. Мы зашли в тупик, но выход все же был найден. Мы прошли через самые тяжёлые испытания, но они не сломили нас. Мы тоже слепы, как были слепы апостолы. Если бы мы правильно оценивали жизненные уроки, мы пришли бы не к пессимизму от осознания невозможного, а к надежде и изумлению перед тем, что Бог сохраняет нас целыми и невредимыми, и к уверенности в том, что Бог проведёт нас через все, что бы нас ни ожидало.