В православии принято считать, что сны – это не более чем бессознательное видение. Ну, то есть принято к ним относиться спокойно, без поисков скрытых смыслов, пророчеств и тайных открытий. Но в Писании мы часто можем встретить места, где через сон Господь открывает сновидцу Свою волю. Например, видение от Господа во сне получил патриарх Иаков. Или пророк Даниил делал толкования вещего сна Навуходоносора. Там множество подобных примеров. Но святые отцы, дабы уберечь нас, простых мирян, от лжесвидетельств сна и опасности быть обманутыми, часто сравнивают сны со словами, поясняя это цитатой из Библии: «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты».
Однако с недавнего времени я перестала относиться к снам с осторожностью. Точнее, я конечно, ни в коей степени не пытаюсь их толковать или искать в них тот самый скрытый смысл, но после того как я увидела во сне сюжет своей первой книжки, я стала тщательно прислушиваться к своему внутреннему миру после пробуждения. Часто в эти моменты я обнаруживаю в себе истории, которые в дальнейшем щедро использую в работе: в интересных сравнениях, метафорах, ну и так далее. Написав свою книгу по мотивам собственного сна, мне стало интересно, а какие ещё авторы работают со сном как с материалом? И знаете что? Я встретила огромное количество имён! Среди них и Грибоедов с сюжетом «Горя от ума», и прекрасные сказочные сюжеты Елены Поленовой – сестры известного живописца Василия Поленова. Людям снились даже стихи! Виктор Гюго не раз говорил, что строчки во сне плавали у него перед глазами. А моя любимая Новелла Матвеева увидела во сне свою знаменитую песню про море:
«Синее море, белая пена,
Бурных волн бесконечная смена…
Ходят у ног моих травы плавучие
Крабы корявые, рыбы колючие».
Прекрасное сновидение, правда? Многие, конечно, могут мне возразить, мол, во сне может и кошмар присниться. Но ведь и в жизни нашей немало кошмаров. Только если в жизни мы вынуждены с этими кошмарами бороться, противостоять им, то в случае со сновидениями – всё гораздо проще. На плохие сны можно взглянуть с утра и выдохнуть: «Ах, это был только сон!».
А вот хорошие сны… Это настоящая добрая сказка, в которой мы однажды побывали и о которой никто кроме нас ещё никогда не слышал. И мы эту сказку можем подарить друг другу: в стихах, в песнях, в книгах и везде, где Господь открыл нам грани наших возможностей.
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Сергей Фудель и его отец, священник Иосиф Фудель

Фото: Annie Smurova / Unsplash
В творчестве писателя, богослова и литературоведа середины ХХ столетия Сергея Фуделя особое место занимает мемуарная проза. Судьба его была непростой — гонения за веру, аресты, ссылки, лагеря... Но в воспоминаниях Сергея Иосифовича все жестокие перипетии его жизни отходят на второй план, а вперёд выступает фигура отца — протоиерея Иосифа Фуделя, настоятеля Покровской церкви при Бутырской тюрьме, а позже — московского храма Николая Чудотворца в Плотниках. Отец был для Сергея Иосифовича не только самым близким человеком, но и высоким образцом пастыря, примером подвижнической христианской жизни.
Говоря об отце, Сергей Фудель прежде всего сосредотачивался на его духовных качествах. Домашних, бытовых подробностей, в автобиографических произведениях Фуделя найдётся, пожалуй, не много. Но они всё же есть, и по-настоящему трогательны. Например, Сергей Иосифович вспоминает, как накануне Рождества 1905 года он, пятилетний малыш, вместе со старшими сёстрами Машей и Ниной отправился в магазин канцелярских принадлежностей. В кулачке маленький Серёжа сжимал двугривенный. Эти деньги он сэкономил на сладостях. Тогда он купил для папы первый самостоятельный рождественский подарок — перьевую ручку. А летом того же года родители взяли мальчика с собой в монастырь Оптину пустынь. Сергей Фудель с теплом вспоминал эту поездку: «Есть особое чувство детского благополучия, когда всё хорошо и папа с мамой рядом. Это чувство живёт у меня от крестного хода среди полей под широкий монастырский благовест». Запомнил он и паломничество в Шамордино, женскую обитель под Калугой, в 12 верстах от Оптиной пустыни. В пролётке мальчик сидел, крепко прижавшись к отцу. И наблюдал как тот, в рясе, с наперсным крестом, благословляет по дороге кланяющихся ему богомольцев. Поля, луга, леса, синее небо над головой — первые ощущения Родины и красоты Божьего мира навсегда остались для Сергея Иосифовича связанными с образом отца.
В детстве и юности Сергей видел, как деятельно заботится отец о своей пастве. Фудель вспоминал, что в их доме, в прихожей, отец Иосиф повесил медную кружку с надписью: «Приходским бедным». И все, кто приходил в гости, мог пожертвовать на благое дело. Сергей часто бывал на богослужениях, которые свершал его отец. На Пасхальную службу каждый год семья Фуделей собиралась в отцовском Никольском храме. Правда, однажды, лет в пятнадцать, Сергей нарушил эту традицию, и уехал на Пасху в Зосимову пустынь. Позже он делился в своих воспоминаниях, как сильно тогда его потянуло домой, к отцу, служившему в своём храме Пасхальную заутреню.
Священник Иосиф Фудель отошёл ко Господу в октябре 1918-го года во время эпидемии «испанского гриппа». После его кончины Сергей часто возвращался к одному и тому же воспоминанию, как он стоит в толпе на паперти Николо-Плотниковской церкви в Москве. И отец, в отблесках свечей, запевает пасхальный канон. Любимому отцу Сергей Иосифович Фудель посвятил трогательное стихотворение:
Когда капель весны покажет,
Что начался Великий Пост,
Ты на божественную стражу
Шёл сердцем тих, душою прост.
И не сказать теперь словами,
Как жизнь была с тобой тепла,
Когда в Четверг Страстной над нами
Свой счёт вели колокола.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Священник Николай Боголюбов и его сыновья

Фото: Chris Lawton / Unsplash
Братья Боголюбовы — Николай, Алексей и Михаил — известные учёные ХХ века. Николай Николаевич — физик. Алексей Николаевич — математик. Михаил Николаевич — филолог, языковед. Все трое — академики. И верующие люди. Братья не раз говорили, что открыл им двери в науку и научил вере отец — священник Николай Михайлович Боголюбов.
Он и сам был учёным — выпускник Московской духовной академии, вольнослушатель курсов по истории раннего христианства Берлинского университета, Николай Михайлович был профессором богословия киевского Императорского Свято-Владимирского университета. А ещё служил настоятелем университетского домового храма. Другими словами, человеком отец Николай Боголюбов был крайне занятым: богослужения, преподавательская деятельность, научная работа. Но даже при таком напряжённом графике он старался как можно больше времени проводить с семьёй: супругой Ольгой Николаевной и тремя сыновьями, Мишей, Алёшей и Котей — так по-домашнему ласково родители и братья звали Николая. Средний сын, Алексей Николаевич, впоследствии оставил мемуары, в которых рассказал о семейных буднях Боголюбовых.
С самого детства мальчики помогали отцу во время богослужений — читали Псалтирь, прислуживали в алтаре. Ранним утром, взявшись за руки, они шли в храм. По пути обсуждали с отцом Николаем эпизоды из Священной истории. Мальчики рано научились читать, и к своим 6-7 годам прекрасно знали Библию. На Рождество ребята ходили по домам славить Христа в красивых костюмах, которые специально к этому дню шила им мать. Ольга Николаевна Боголюбова тоже была глубоко верующей женщиной. Она окончила Нижегородскую консерваторию и работала учительницей музыки. Занималась она и с сыновьями — всех троих научила неплохо играть на фортепиано. И всё же с самых юных лет научная деятельность привлекала братьев куда больше музыки. Примером служил отец. Для работы над докторской диссертацией по богословию отец Николай дома оборудовал себе уголок в общей зале. В семье, когда рядом были самые близкие люди, ему работалось лучше, чем в уединении. Мальчики видели, насколько увлечён работой их отец. И делали выводы: значит, научная деятельность — это очень интересно! Подражая отцу, они тоже писали «научные работы» — брали из библиотеки какую-нибудь книгу, садились за стол и с важным видом старательно что-нибудь оттуда переписывали. А начинали они свои диссертации одинаково, со слов: «Папа сидит и пишет книгу». В свободное время отец занимался с Колей, Алёшей и Мишей — учил их иностранным языкам и практически всем предметам начальной школы. Так что в гимназию они поступили хорошо подготовленными.
В начале 20-х годов ХХ века страну охватил голод. Чтобы прокормить семью, священник Николай Боголюбов занялся сельским хозяйством. Его сын, Алексей Николаевич в своих мемуарах вспоминал, как дети помогали отцу молотить зерно специальными ручными орудиями — цепами, как в старину. Николай Михайлович научил сыновей не чуждаться тяжёлого физического труда, заботиться о хлебе насущном ради ближних. Отцовские уроки академики не забывали никогда.
Уже будучи крупными советскими учёными, братья Боголюбовы не перестали посещать храм, регулярно исповедовались и причащались. В гуще общественной жизни, в постоянных научных трудах, они оставались христианами. И, несмотря на непростое для верующих людей время, не скрывали, что отец их был священнослужителем. Наоборот — подчёркивали, что именно он своим примером указал им жизненный путь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен